- Знаменитые балеты и их композиторы
- Балетное искусство П.И. Чайковского
- «Лебединое озеро»
- «Спящая красавица»
- «Щелкунчик»
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
- «Жизель» Ф. Адана
- «Баядерка» Л. Минкуса
- «Весна священная» И. Стравинского
- «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и Д. Лигети
- «Дон Кихот» Л. Минкуса
- «Золушка» С. Прокофьева
- «Коппелия» Л. Делиба
Знаменитые балеты и их композиторы
Люди.
Балет — это синтетический вид искусства, в котором музыка, хореография и изобразительное искусство (декорации, костюмы) воплощены и воплощены драмой (сценарием). История балета прошла долгий путь развития.
В эпоху Возрождения сформировался современный европейский балет. А самые известные балеты были созданы в XIX-XX веках, в период расцвета русского балета.
Балетное искусство П.И. Чайковского
Всего П. И. Чайковский создал три балета, которые стали вершиной этого вида искусства. И с тех пор Россия является центром хореографической культуры.
Петр Чайковский.
Композитор обратился к балетной музыке, будучи известным композитором, автором опер, симфоний и других произведений. Однако в то время балетная музыка была не очень серьезным жанром, что глубоко возмущало Чайковского.
Он стал реформатором балетной музыки, превратив ее из вспомогательного элемента в сопровождение психологически сложных танцевальных картин, одухотворяющих танец, которые постепенно формировались и, в конечном счете, развивались в XIX веке. Как и в опере, композитор не порывал с традиционными формальными жанрами, но обогащал их.
Для балета он предпочитал большие, прекрасные сюжеты. В них было легко воплотить свои мечты о добре, любви и счастье.
«Лебединое озеро»
Композитор написал музыку к своему первому балету по просьбе директора Императорского театра. Сценарий подготовили В. Бегичев и В. Гельцер.
Это важно знать! Сценарием называется сценарий (текст) оперы, балета или оперетты. Сценарии обычно основаны на литературных произведениях, но могут быть и оригинальными работами. Многие композиторы сочиняют собственные сценарии опер или балетов.
Время и место для действий — это здорово. Эта тема — торжествующая любовь смерти над смертью.
Первое представление балета состоялось в марте 1877 года в Большом театре в Москве и не смогло «отблагодарить» балетмейстера В. Резигера, который на самом деле был посредственным постановщиком. Сейчас в это трудно поверить. Этот балет считается жемчужиной русской классической музыки. Танцоры мирового класса считают это творческим успехом и стараются получить роли в этом спектакле. Но это случилось именно так.
Второе рождение балета Чайковского произошло в Маринском театре в Санкт-Петербурге после смерти композитора в 1895 году. Они несколько изменили сценарий и партитуру. Эта постановка — новая страница в истории русской хореографии. Она подарила балету бессмертие.
Сегодня он идет во многих российских театрах мира и более чем на 20 сценах. Многие музыкальные картины балета стали шедеврами.
Интересный факт:.
- Родоначальником «Лебединого озера» стал маленький балет ребенка Лейка Леветта, который был поставлен в 1871 году под руководством композитора в имении его сестры Александры, Каменке.
- Роза с белыми лепестками, выращенная в 1968 году, известна под названием «Лебединое озеро».
- Майя Плисецкая танцевала на сцене Большого театра партии Одетты Одиллии в течение 30 лет.
- В СССР все телевизионные каналы транслировали балет во время августовского государственного переворота 1991 года, который впоследствии стал знаком серьезных политических событий в стране.
«Спящая красавица»
Работа над этим балетом также велась в Федерации с Мариусом Петипа, великим хореографом, работавшим в России. Это был целый период в истории русского балета. В своем музыкальном воплощении балет был совершенно новым — симфония настоящей музыки и хореографии.
Сценарий был создан И. А. вСеволожским (тогда — директором Императорского театра) и М. Петипа по мотивам рассказа Шарля Перара. Как и в предыдущих балетах, чудесные действия разворачиваются в чудесной стране с интервалом в 100 лет.
Празднуя свое 20-летие, принцесса Аврора уколола палец о веретено злой феи Карабо и заснула; 100 лет спустя принц Дезир, охотившийся в этих местах, благодаря пожару увидел Аврору в спящем замке и понял, что эта девушка — мечта всей его жизни. После его поцелуя она просыпается, и вся история заканчивается их свадьбой. Злые чары разрушены, и добро торжествует. Апофеоз любви звучит в конце Большого адажио.
Композитора увлекла интрига сценария, и он начал усердно работать в 1889 году; в январе 1890 года балет уже был поставлен в театре Малинского.
Интересный факт:.
- Музыка балета была названа высшим музыкальным достижением и стандартом.
- Хореография Петипа также стала классической, но каждый хореограф, ставивший этот балет, привносил свое. Однако именно хореография «Спящей красавицы» стала образцом и «энциклопедией классического танца».
- В этом балете, как и в «Лебедином озере», почти каждая фигура — музыкальный шедевр.
«Щелкунчик»
Вот уже более 100 лет эта балетная феерия выходит на самую большую сцену мира во время рождественских праздников. Его любят и взрослые, и дети. Однако так было не всегда. Первые впечатления от пьесы и музыки были в основном негативными, и только в начале 20-го века. Новаторское значение балетов Чайковского было осознано, и он прочно вошел в театральный репертуар.
Первое представление состоялось в декабре 1892 года в театре Малинского. Здесь композитор обращается к той же теме, что и в предыдущих балетах — преодоление зла силой любви.
В «Щелкунчике» музыкальные образы являются врожденными. Более того, композитор совершенствует музыкальную симфонию, обогащая ее новыми выразительными средствами и ярко изображая два противоположных мира: таинственный мир бюргерской жизни и мир фантазии.
В этом балете Челеста звонит, а композитор был выписан из Франции. Во время визита в Париж он был настолько очарован звучанием этого инструмента, что представил партию «Челесты» в «Танце феи Дрег».
Забавно! Челеста — это клавишный инструмент, звук которого создается с помощью стальных пластинок и напоминает колокольный звон. В 1886 году французский музыкальный мастер Огюст Мастель изобрел челесту. Внешне смена напоминает небольшое пианино.
Впоследствии сценарий и балетная партитура несколько раз интерпретировались хореографами, которые ставили спектакли. Музыка балета тонко и ясно воплощает все детали сюжета. Многие из номеров являются шедеврами.
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
Либретто было создано авторами (в том числе первым режиссером Л. Лавровским) по интриге знаменитой трагедии У. Шекспира. Первое представление состоялось в декабре 1938 года в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Малинский).
Интересно! Этот знаменитый балет теперь пробивает себе дорогу на сцену. Во время первых прослушиваний большинство артистов отвергали музыку композитора. Идея была не сценической, не танцевальной, а вообще «немыслимой в театре».
Прокофьев не собирался создавать из балета музыкальные иллюстрации к трагедиям Шекспира. Он планировал написать ее в виде отдельных хореографических сем, отражающих тему и настроение ключевых сцен. Однако эта новая и необычная схема балета, как и мелодические новшества того времени, были редкостью. Тогда Прокофьев решил исполнить музыку балета в концерте с отдельными костюмами для ознакомления публики. В результате он был принят.
Первой исполнительницей роли Джульетты была Галина Уланова. Этот снимок стал одной из вершин ее творческой судьбы.
В 1965 году в СССР молодой хореограф О. Виноградов первым нарушил «монополию» Лавровского и поставил в Новосибирске балет «Ромео и Джульетта» в форме современного классического танца. Постановка была принята критиками и зрителями и была показана на гастролях во многих странах мира.
«Жизель» Ф. Адана
В основе балета лежит славянский миф о невесте, обманутой своим возлюбленным и умирающей до свадьбы. Их называли вирисами. Они не могут успокоиться в царстве мертвых и выходят из своих могил посреди ночи, а встреченный им юноша участвует с ними в танце до самой смерти. Жизель — одна из таких девушек.
Сценарий был подготовлен тремя авторами. Премьера состоялась в 1841 году в Парижской академии музыки и танца. Через год, в 1842 году, французский балетмейстер Антуан Тициус Дози поставил его в Санкт-Петербурге. До этого балет уже был поставлен в Лондоне, затем в Милане и Бостоне.
Зрители и критики любили балет. Сверхъестественные сюжеты были модными в то время. Балетмейстер Мариус Петипа создал редакцию балета в Малинском театре в 1884 году.
Интересно!!! Именно благодаря этой версии сохранился балет, балетное искусство Запада в начале XX века. Наступил полный упадок; С. Дягилев имел большой успех во время «Русских сезонов» и поставил их в Париже в 1910 году.
Музыка балета наполнена духовностью и поэзией. Это легко для проницательных и романтичных людей. Хотя музыкальный характер все еще очерчен, балет создает ощущение единства музыки и пантомимы, формируя новую музыкальную хореографию. Жизель стала вершиной романтического балета.
Созданный более 150 лет назад, что делает его таким интересным сейчас? Сочетание вдохновляющего сюжета и оригинальных ансамблевых и сольных танцев принесло успех.
«Баядерка» Л. Минкуса
Творчество австрийского композитора Людвига Минкуса ассоциируется с Россией. В сотрудничестве с хореографом Петипом он создал самый известный из 16 балетов Баядера, созданный в 1877 году, действие балета происходит в Древней Индии.
В основе сюжета — романтическая легенда о борьбе любви баядера и юной особы, либретто С. Худекова. Премьера состоялась в 1877 году на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге.
Интересно! В Южной Индии ее называли «преданной» девушкой по обету родителей. Она жила и служила в храмах всю свою жизнь. Девадаси обучали священному искусству ритуального танца. В Европе их называли «баяды», в переводе с французского «танцовщица».
Минкус Музыка отличается выраженным ритмом, Мелодией. Она очень проста и предлагает в основном музыкальные иллюстрации к действию.
Основную партию главных героев исполнили выдающиеся балерины своего времени: Матильда Кувшинская, Ольга Сепесивцева, Анна Павлова и Наталья Дудинская.
«Весна священная» И. Стравинского
Авторами новаторского балетного спектакля стали композитор И. Стравинский (он же соавтор либретто), художник Н. Рерих (второй автор либретто) и хореограф В. Нижинский. Спектакль обладает мощной энергетикой и необычайной властью над зрителями.
Первое представление состоялось в Париже в мае 1913 года и потрясло зрителей. Разразился скандал. Они дули в рот в коридоре и шумели то там, то сям. Послышались крики. Балет воспринимался как абсурд, но все же некоторые постановки выдерживали. Каковы причины такой негативной реакции?
Один из их критиков объяснил, что и музыковеды, и зрители не только выросли до этой работы, но это произошло раньше 1940 года, и он был прав: музыка Стравинского и хореография Нижинского произвели настоящую революцию в этом виде искусства.
Балет состоит только из одного акта и представляет собой языческий спектакль. Нет никакого реального сюжета. Сам композитор описывает балет следующим образом Весной вся природа пробуждается. Жители племени собираются рано утром на свой священный весенний праздник. Они веселятся: водят хороводы, танцуют, начинаются молодежные игры. Они совершают ритуалы поклонения земле.
Но земля должна пробудиться — тогда она принесет плоды. Чтобы разбудить его, ему нужна девичья кровь. Девушки водят хоровод и выбирают самую красивую жертву — это должен быть племенной интершер. Но для этого она сначала предстанет перед Богом (смертью).
Священные обряды совершаются старейшинами. Избранный начинает свой смертельный танец и танцует до тех пор, пока не умрет. Затем наступает весна. Священный танец благодарит землю.
Ритм музыки гипнотичен и подчиняет себе слушателя. А вся музыка полна стихийной силы и связана с народными мелодиями.
Интересный факт:.
- Идея «Весны священной» родилась во сне композитора — ему приснился древний ритуал. Девушка, окруженная старшими, должна своим танцем вызвать весну. Она танцует и танцует, пока не умирает от истощения.
- Это русский балет XX века. Среди 27 других работ, она записана на золотой пластинке «Золотой бриар» и отправлена внеземным цивилизациям.
«Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и Д. Лигети
В основу балета легла одноименная комедия У. Шекспира. Некоторые из его интерпретаций включают: м. Петипа, Дж. Баланчин, Ф. Аштон, Дж. Ноймайер.
В этой статье описывается версия известного американского хореографа Джона Ноймайера. Он давно увлекается русским балетом. С его труппами часто работают русские танцоры.
Впервые балет был успешно поставлен российской труппой в Гамбурге в 1977 году.
Хореограф стремился «проиграть» суть шекспировских комедий в серии танцевальных номеров, поэтому каждый герой имел свой пластический образ благодаря использованию различных инструментов для изображения дворцовой жизни и простого народного быта: изысканная музыка, богатые салонные звуки, ремесленники шрам Прислушайтесь к цветам.
В 2004 году Й. Ноймайер поставил балет в России — в Большом театре в Москве. На премьере присутствовали звездные артисты балета С. Захаров и Н. Цискаридзе.
«Дон Кихот» Л. Минкуса
Сценарий был создан М. Петипа по одноименному роману М. Сервантеса. Он также был хореографом спектакля. Его хореографическое творчество отличается стремлением чередовать пантомиму, классический и характерный танец.
В основе всегда лежит классический танец, который выражает характер и эмоции главного героя. Характерные танцы служат для укрупнения деталей дома и создания исторической среды.
Балетная музыка подчинена хореографии и фантазии Петипа и считается официальной по отношению к танцу. Она не характеризует героев без индивидуальных особенностей. Однако использование испанских и цыганских ритмов раскрывает национальный колорит Испании.
Впервые балет был показан в московском Большом театре в декабре 1869 года.
Интересно!!! Балет содержит ритмы вальса и мелодии галопа, которые не соответствуют времени, в котором происходило действие. Роман был написан в 1605 году; родиной вальса считается Германия XVII века, хотя популярным он стал только в XVIII веке. В Вене (Австрия). И галоп начался в 19 веке.
Несмотря на свое название, балет не претендует на полную интерпретацию романа, и в либретто используется другая глава.
«Золушка» С. Прокофьева
Первое представление балета Шарля Перро по мотивам сказки состоялось в Большом театре в ноябре 1945 года. Автором сценария был Г. Волков. Хореограф Р. Захаров.
Интересно, что балет «Золушка» был написан композитором специально для Галины Улановой, которая исполняла роль Джульетты в другом его балете и произвела на него сильное впечатление.
Золушка» была создана в рамках старого классического балета. Она переняла традицию сказочно-романтических представлений. Композитор расширил главную роль, увидев в героине не сказочный персонаж, а живого человека с собственными чувствами.
Однако на премьере обстоятельства сложились так, что партию Золушки танцевала О. Репешинская, а Г. Уланова взяла ее на себя позже.
После Москвы балет пользовался большим успехом в других советских городах и за рубежом.
«Коппелия» Л. Делиба
Балетная пантомима была впервые поставлена в Париже в 1870 году балетмейстером А. Сен-Леоном. Сен-Леон также был соавтором сценария, основанного на рассказе немецкого писателя-романтика Э. Гофмана. .
Действие происходит на рубеже XVIII-XIX веков. В Галисии: прекрасный молодой человек влюбляется в куклу-каракури, созданную мастером Коппелиусом. Однако балету не хватает мистицизма, присущего новелле. Сценаристы создали забавную комедию о влюбленных, с различными чередующимися приключениями, ссорами и примирениями.
Премьера балета прошла с большим успехом, и этот успех продолжается до сих пор. Коппелия» стала классикой балетного жанра и одним из лучших балетов, никогда не сходивших с мировой сцены.
Интересный факт: В 1919 году немецкий астроном Макс Вольф открыл астероид 815 и назвал его в честь балета «Коппелия».
В России премьера балета состоялась в московском Большом театре в январе 1882 года; постановщик Ж. Хансен повторил хореографию Сен-Леона.
Музыка балета эмоциональна, поэтична, выразительна и образна. В отдельных картинах композитор использовал номера народных танцев, таких как венгерская чардаш, шотландская джига и польская мазурка. Это один из самых популярных классических балетов в мире.