- Лучшие произведения Иоганна Себастьяна Баха
- «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор
- «Хорошо темперированный клавир»
- Рождественская оратория (1734)
- «Страсти по Иоанну» (1723)
- «Страсти по Матфею» (1729)
- Токката и фуга ре минор
- «Гольдберговские вариации»
- «Искусство фуги»
- Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (1738 год)
- Бранденбургские концерты (ок. 1721 года)
- Четыре оркестровые сюиты (1736 год)
- Кантата № 21 (1713 год)
- Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.)
- Сонаты и партиты для скрипки соло (1720 год)
- Концерт ре минор для двух скрипок (ок. 1730 г.)
Лучшие произведения Иоганна Себастьяна Баха
Люди.
Творческое наследие И. С. Баха огромно в количественном отношении (более 1000 произведений) и масштабно для этого жанра. Интерес к его музыке не только не пропадает, но и возрастает со временем, спустя более 270 лет со дня его смерти. Самое известное произведение Баха слушают те, кто не любит «серьезную» музыку.
«Хроматическая фантазия и фуга» ре минор
Это произведение было создано композитором на клавесине с двумя мануалами и педалью. Древний клавишный инструмент, клавесин был предшественником фортепиано и еще не обладал его богатством и выразительными возможностями. Однако Бах смог достичь в своих клавесинных сочинениях глубины и монументальности органа, скрипичности и нежности, а также виртуозности фортепиано.
Окончательный вариант произведения датируется 1730 годом и был написан в городе Кутен (Германия).
Композиция состоит из двух частей: фантазии и фуги. Они отличаются по жанру и образности, но связаны общей тональностью.
Фантазия. Обычная часть насыщена пассажами, богатыми текстурами, динамикой и трагическим содержанием. Позже бурные гаммообразные пассажи переходят в волнообразные арпеджио. Романтические настроения кодируют слышимое аккордовое воображение и ослабляют первоначальный трагизм.
Фуга. Здесь тема фуги связана с темой фантазийного аккорда и продолжает ее, но более сдержанно и внутренне напряженно. Музыкальная тема фуги повторяется восемь раз и заканчивается грандиозной кульминацией, утверждающей величие человека, его воли, духа и способностей.
Важно знать: фуга — это полифоническая музыкальная форма, основанная на развитии тем в разных голосах.
Это произведение Баха было переведено на многие инструменты, включая альт, классическую гитару, фортепиано соло, виолончель, фортепиано и виолончель соло.
Интересный факт:.
- Название «хроматический» не приписывается Баху. Так его современники называли это произведение за богатые красками мелодии и гармонии.
- Л.Н. Толстой, ‘Фальшивые купоны’.
«Хорошо темперированный клавир»
По словам самого Баха, первый том (1722, Ceten) содержал 24 прелюдии и фуги, созданные для юношеской музыки. Он долгое время работал над сложными новыми формами для клавира, лучшие образцы которых представлены в этом томе.
На этих произведениях учились многие величайшие музыканты мира: Бетховен, Шуман, Шопен, Лист. Пьесы из этого сборника сегодня включены в программы музыкальных школ и исполняются в концертах.
Второй том, состоящий из 24 прелюдий и фуг, появился в 1744 году, когда Бах жил в Лейпциге. При ее создании он использовал все тональности мажорных и минорных ладов. Несмотря на то, что композитор создавал эти произведения в педагогических целях, они раскрывают сложный внутренний мир человека — этому способствует полифония.
И хотя циклические пьесы относятся к неграмматической музыке (название не указано), они позволяют вдумчивым исполнителям и слушателям проникнуть в мир образов композитора.
Основной принцип циклических произведений Баха А — контраст. Это строгость импровизации Прелюдии и музыкальной структуры Фуги.
Примечание: Хотя ни один композитор не смог так ярко и живо использовать форму фуги, многие пытались это сделать и создали сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, такой цикл был создан Д. Шостаковичем.
Рождественская оратория (1734)
Музыка Баха полна размышлений о вечных проблемах человеческой жизни, но в основном они отражают религиозный характер — большая часть его жизни связана с церковью (он служил органистом), и большая часть его музыки написана для церкви.
Его духовные кантаты были предназначены для богослужения. Бах был верующим человеком и хорошо знал Библию, соблюдая, что все церковные праздники, каноны и его настольные книги были библейскими.
Рождественская оратория представляет собой цикл из шести кантат.
Важно знать:.
Оратория — это большое грандиозное музыкальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
Кантаты — это большие вокальные и инструментальные произведения, предназначенные в принципе для одного или нескольких солистов, хоров и оркестров.
Кантаты и оратории могут различаться по сложности.
Рождественская оратория Исполнители: евангелист (тенор), солисты (сопрано, альт, тенор, ба), хор, оркестр, орган.
Конкретные действующие лица и события отсутствуют, присутствуют только лирические идеи, которые связаны между собой чтением евангелиста. Все шесть кантат оратории «Заговор» связаны темой рождения младенца Христа.
Повествование открывается строгим хором «Прыгун, победоносный» и завершает ораторию строгий хор (литургические песни).
«Страсти по Иоанну» (1723)
Темы и содержание произведения — страдания, муки, душевная скорбь, тоска, физическая боль Христа, последние дни его жизни и смерть.
Это важно знать. Термин «страсти» относится к серии событий в последние дни и часы земной жизни Христа, которые причинили ему сильные физические и духовные страдания.
В этой работе использовались главы 18 и 19 Евангелия от Иоанна. Предательство Христа Иудой, действия апостола Петра, стремление Иисуса стать первосвященником, отречение Петра, суд Пилата, Иисус, смех толпы, шествие на Голгофу, множество воинов о его одежде, его смерть и погребение.
Исполнители: хор, оркестр, орган, солисты.
Музыка произведения отличается благородными характерами, заметным контрастом между добром и злом. В Альта-Альта, например, звучат самые глубокие звуки печали. На смену этому приходит радостный вивас бури, несущей весть о скором воскресении Христа.
Вся музыка в «Страстях» наполнена величием и драматизмом.
«Страсти по Матфею» (1729)
Страсти по Матфею» — самое крупное и значительное из произведений великого композитора, состоящее из 78 хоровых, сольных и речитативных фигур, объединенных в две части и семь разделов.
‘Matthew’s Fores’ — музыкальное произведение в жанре Passion (Страсти). Она посвящена страстям Христовым и передает содержание глав 26 и 27 Евангелия от Матфея в форме речитативного чтения библейских текстов и включения арий, хора и хоров.
Состав исполнителей огромен. Солисты и оркестр, детский хор, два хора с двумя корпусами. Известный немецкий философ, врач, органист и музыковед Альберт Швейцер сказал об этой работе: «Это произведение искусства. Бах творил с наивысшей страстью, на которую был способен Матфей.
История Христа в этих двух произведениях отличается завершенностью формы, красотой музыки и выразительностью.
Интересно! Иисус Христос — нравственный идеал Баха. В его образе он сосредоточил для себя высшие человеческие качества: нравственную чистоту, силу духа, верность избранному пути. Композитор понимал жертвенный подвиг Христа как высший смысл человеческого существования, во имя спасения человечества.
Считается, что Бах написал пять страстей («Страстей»), но только две из них дошли до нашего времени.
Произведения Баха во всем мире считаются оригинальными. Однако современники высоко ценили его только как органиста, а как композитор он при жизни был мало замечен. Практически ни одна из его работ не была опубликована, а после его смерти многие рукописи были утеряны или разбиты в архивах.
И только в XIX веке. Возник интерес к творчеству Баха. Феликс Мендельсон заинтересовался этим произведением, когда случайно увидел в библиотеке заметку о «Страстях по Матфею», что привело к его исполнению. Считается, что это второе рождение Баха.
Интересно: современники Баха также не оценили это гениальное произведение; только после постановки Мендельсоном в Берлине в 1829 году оно заняло достойное место в репертуаре музыкантов.
Токката и фуга ре минор
Ха. Бах работал в самых разных жанрах, но основных жанров было три.
- Вокальные и инструментальные.
- Инструментальные (клавир, флейта, скрипка и т.д.) ;
- Инструментальный.
Токката и Фуга были написаны для органа.
Токката — это виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.
Работа построена на контрастах; Токката наполнена сложными пассажами и другими драматическими элементами. Драма развивается постепенно, достигая своей кульминации в коде.
Стиль фуги также становится патетическим и развивается, продолжая тему Токкаты; аккорд фуги является финальной патетической фантазией, как и импровизация.
Все произведение отличается силой звука.
«Гольдберговские вариации»
Так называется четвертая и заключительная часть Итальянского концерта Баха, из которой существует 30 вариаций. Их имена связаны с клавесином-виртуозом Иоганном Теофилом Гольдбергом.
Интересный факт: Гольдберг был домашним музыкантом графа Кайзерлинга, русского посла при саксонском дворе. Граф заказывал эти вариации, когда Гольдберг играл ему во время бессонницы.
Тема вариаций была ранее написана Бахом Сарабандой на второй ноте Анны Магдалины. Тема Сарабанды развивалась полиморфно в различных вариантах.
«Искусство фуги»
Интересно: термин «Фуга» происходит от латинского Fugere («бежать», «убегать»). И действительно, общая мелодическая линия fugi как бы перетекает из одного голоса в другой.
Фуги прошли долгий путь развития. Классический тип фуги сложился в творчестве Баха и Генделя; фуги Баха считаются лучшим образцом полифонической музыки, эталоном ее красоты и мастерства.
Бах писал фуги для органа, клавира и хора. Все они оригинальны и уникальны. Для композиторской фуги характерно наличие единой музыкальной темы и музыкального образа; фуга не может иметь менее двух голосов, наиболее распространенными считаются трехголосные фуги; существуют четырехголосные, пятиголосные и шестиголосные (редко).
Обычно фуга состоит из трех частей.
- Экспозиция
- Центральная часть (развитие) ;
- Реприза.
Экспозиция показывает музыкальный образ через многократные повторения в разных голосах. Развитие динамично развивает эту тему. Реприза укрепляет основную тональность и восстанавливает стабильность, утраченную в развитии.
Интересно: композиторы часто принимали участие в конкурсах по композициям FUG. Участникам давалась тема, и они должны были немедленно сочинить фугу для ее наполнения. Бах быстро сдался и отказался от участия в конкурсе, поскольку, что было предсказуемо заранее, Бах считался величайшим автором ФУГС.
Самые известные баховские циклы FUG — «Клавир» и «Искусство фуги». Эта коллекция содержит 14 FUG и 4 канона. Цикл считается незавершенным. Автор не указал, для каких инструментов предназначена эта композиция. Сегодня его чаще всего играют на фортепиано, клавесине и органе.
Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (1738 год)
Он состоит из трех частей:.
Считается, что его оригинал (не сохранился) был написан для скрипки, но затем переложен для клавира.
Концерт полон драматизма, подчеркивая суровую мелодию первой части; вторая часть основана на непрерывном приеме баса; третья часть основана на мелодии второй части, которая базируется на мелодии первой части. Музыка в этой части концентрированная и несколько более мрачная; третья часть — сравнительная реприза первой части.
Бах был величайшим новатором в области клавирного творчества, он постоянно искал новые выразительные средства для этого инструмента, пытаясь отойти от бытового жанра клавирной музыки и поднять ее до уровня благородного искусства. Он создал «Клавирную сюиту» и «Основные концерты». На протяжении всего своего творчества он писал для клавира, как для скрипки.
Бранденбургские концерты (ок. 1721 года)
Их всего шесть. Это вершина баховского оркестрового стиля, созданного в Китене маркграфом Кристианом Людвигом Бранденбургом. При жизни композитора они не были исполнены. Сегодня они считаются музыкальными шедеврами. Концертный цикл считается прямым предшественником классических симфоний XVIII века.
Каждый из шести концертов отличается своей индивидуальностью и художественной красотой. Сегодня эти концерты обычно исполняются камерными оркестрами с большими струнными группами.
Интересный факт: первая часть второго концерта была включена в «Золотую пластинку Вояджера» (American Space Probe, 1977) как одно из лучших музыкальных произведений Земли.
Четыре оркестровые сюиты (1736 год)
Автор назвал эти произведения увертюрами. Работы создавались на протяжении десятилетий.
Сюита — одна из форм инструментальной музыки в нескольких частях, часто контрастных. с середины XIX века. Сюитами стали называть музыкальные произведения оперы, балета, театральных постановок и кино.
Во времена Баха сюита состояла из четырех частей (французских танцев).
- Алеманда (придворный танец) ;
- Куранты (напряженный танец) ;
- Сарабанда (очень медленный танец) ;
- Жига (быстрый танец).
Костюм композитора был оригинальным, как и вся его музыка. Он объединил французскую увертюру и танцевальную форму с итальянской концертной формой. Важно и то, что красота инструментов Бакова проявилась в его костюмах. Он умело комбинировал различные тональные средства.
Кантата № 21 (1713 год)
Кантаты Баха многочисленны — сохранилось более 200, но многие утрачены. Это самая большая группа вокальных и инструментальных произведений композитора. Большинство канторов — духовные.
Это важно знать. Кантатами называют вокальные и инструментальные произведения для хора, солистов и оркестра.
Кантата № 21 «Повесили морны в сердце моем» была написана в Веймаре и предназначалась для исполнения в третье воскресенье после католического праздника Троицы.
В сценарии использовались слова из библейского стихотворения sal, молитвы изгнанников (стихи 41 и 42 sal) и из откровения Иоанна Богослова. Первая часть кантаты минорная и символизирует глубокие страдания, боль и печаль. Во второй части звучат радостные мелодии и вокальные партии.
Библейский текст исполняется хором, а не речитативом. Духовные диалоги ведут сопрано (символизирующее человеческую душу) и бас (символизирующий голос Бога).
Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.)
Она написана на языке кутен. Каждая сюита состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов (или Бурра и Гавотова) и жиги. Все эти танцы исполняются на французском, английском и испанском языках.
Важно знать: термин «для виолончели соло» означает игру на виолончели без сопровождения или без аккомпанемента. Испанский виолончелист и дирижер Пабло Казальс считал, что Бах опередил свое время и увидел технические возможности виолончели, которых в то время еще никто не видел. Каждое изделие отличается стилистической оригинальностью и выразительностью.
Сонаты и партиты для скрипки соло (1720 год)
Скрипичные партиты и сонаты объединены в крупное произведение, состоящее из шести многочастных пьес для скрипки соло (без сопровождения). За каждой сонатой следует партита: три сонаты и три партиты.
Это важно знать. Партита, как и соната, представляет собой циклическую форму музыки, состоящую из нескольких частей (до пяти и более). Каркас партиты состоит из тех же танцев, что и в сюите, но с дополнительными вставными номерами (бурлески, скерцо, арии и т.д.).
Это произведение представляет собой одно из лучших достижений музыкального гения Баха, и это явление уникально в скрипичной литературе. Они чрезвычайно сложны в исполнении. Лишь немногие из современников Баха могли исполнять их.
Концерт ре минор для двух скрипок (ок. 1730 г.)
На протяжении всей жизни у Баха были особые отношения со скрипкой. Он начал свою концертную карьеру как скрипач с юности. Когда-то он был скрипачом в капелле герцога. А высоко лирическая натура композитора была схожа со скрипкой.
Концерт состоит из следующих трех частей.
- Аллегро (оживленное) ;
- Лаго (медленно) ;
- Рондо (быстро).
Это одно из самых известных произведений Баха, которое считается одним из шедевров эпохи барокко; во второй части струнный оркестр играет только аккорды, предоставляя полную свободу солисту — двум скрипкам.