Как выглядит, звучит и к какой группе инструментов относится фагот?
Симфонический оркестр включает фагот наряду с другими инструментами. В данной статье кратко изложена основная информация об истории появления и развития этого инструмента и указаны его основные характеристики.
Что такое фагот
Фагот относится к семейству духовых инструментов. С итальянского языка это слово переводится как пучок, связка или узел. Первые приборы появились много веков назад и имели внушительные размеры. В разобранном виде средневековый фагот выглядел как вязанка дров.
Как правило, этот инструмент входит в состав симфонического оркестра. Его редко можно увидеть в духовом оркестре. На нем можно играть сольные партии. Внешне современный фагот напоминает гобой. Трубка имеет коническую форму и двойной язычок.
История происхождения
Фагот появился в Италии в XVI веке. Имя изобретателя до сих пор неизвестно. Он пришел на смену духовому инструменту «бомбарда». Первые фаготы были внушительных размеров и состояли из отдельных частей для удобства перемещения. Усовершенствование конструкции положительно сказалось на тембре инструмента.
Первые фаготы имели только три клапана. Они использовались только для усиления басовой линии; в XVIII веке количество клапанов увеличилось до пяти. Были введены октавные клапаны, что позволило расширить высшие регистры.
Этот инструмент начал набирать популярность. Он был включен в состав инструментов оперного оркестра. Значительный вклад в его популяризацию внес Антонио Вивальди. В 39 его концертах был продемонстрирован потенциал инструмента. Он предвосхитил развитие музыки на несколько десятилетий. Скачки регистра, быстрые переходы и неожиданные пассажи вошли в массовое употребление гораздо позже.
В XVIII веке корзины часто солировали в концертных симфониях. Самые известные из них были написаны Гайдном и Моцартом. С развитием оперы роль оркестра возросла. Их использование перед инструментом привлекло внимание композиторов. Увеличилось количество одиночных вечеринок.
Старинный образец инструмента (19 век).
Устройство инструмента
Длина стандартной корзины составляет 2,5 метра. Вес инструментов из дерева достигает 3 кг. При изготовлении инструмента используется древесина клена. Корзина состоит из следующих частей
- Ниже колена (он же сапог), имеющий форму латинской буквы u.
- Малые колени (они же — флигель) ;
- Большие колени ;
- Труба.
Тонкая металлическая трубка, прикрепленная к маленькому колену, называется стаканом. Он имеет форму латинской буквы u. Другое название стекла — крючок. Трость кладется на стекло, обеспечивая звучание корзины. Трость инструмента изготовлена из тростника; в корпусе имеется 30 отверстий. Высота звука может быть изменена путем закрытия и открытия соответствующих отверстий. Для управления отверстиями используется сложная система клапанов. Только несколько отверстий закрываются пальцами.
Интересный факт: Баскет — единственный представитель группы духовых инструментов для игры, требующий использования всех десяти пальцев. Основная нагрузка приходится на большой палец; девять регистров управляются пальцами левой руки и четыре — пальцами правой руки.
Как звучит фагот
Тональность поддувала легко узнаваема среди других духовых инструментов и отличается выразительной звучностью с множеством обертонов. Этот деревянный инструмент резонирует в регистрах бас, тенор, альт и частично сопрано. Нижний регистр используется чаще. Звучание верхнего регистра отличается некоторой компрессией.
Диапазон корзины составляет всего три октавы. В принципе, такая конструкция позволяет извлекать более высокие звуки. Однако добиться чистого звука в этом случае очень сложно. Композиторы знают об этой особенности и ограничиваются диапазоном от сильвемора контактова до второй октавы. Чаще используются основной и теноровый регистры.
Виды фагота
В истории развития факультета можно выделить три основных типа
- Quartathagot. этот инструмент был большого размера. Музыка для него писалась так же, как и обычная музыка для корзин, но звучание осуществлялось на четверти выше. Сегодня он не используется.
- Фаготино (Квинт-Фагот). Он был низкорослым. Звуки произносились квинтами по написанным нотам. Есть предложения научить детей пользоваться Фаготино, чтобы упростить переход к играм с учителем.
- Подделка. Этот инструмент указывает местонахождение симфонического оркестра. Устройство подделки напоминает подвал, но октава подделки находится ниже.
Техника игры
Игра в корзину требует развитой и подготовленной дыхательной системы. Последовательное воспроизведение аккордов различных скачков от самого низкого до самого высокого по высоте тона, чередующихся с мелодическими фразами, требует специальной подготовки.
Прошедший век привнес новые элементы в игру учителя.
- Двойное и тройное стаккато.
- Тремоло (частое повторение одной ноты или замена нот) ;
- Мультифоника ;
- Фрулатто (эффект жужжания, достигаемый вибрацией языка).
Развитие новых техник привело к появлению сольных партий, написанных для корзин. Сольные партии для корзин часто писали композиторы-авангардисты.
Сфера использования
Сегодня подвал занимает свое законное место в симфоническом оркестре. Как правило, в оркестрах используются два или три таких инструмента. Усовершенствование конструкции приборов и появление новых технологических приемов значительно расширили ассортимент корзин в XX-XXI веке. Оркестровые партии с корзиной звучали в произведениях Сергея Прокофьева, Мориса Равеля, Игоря Стравинского и других известных композиторов; в симфониях Дмитрия Шостаковича есть сольная игра на этом инструменте; а оркестр XX-XXI века первым использовал корзину в качестве музыкального инструмента.
По популярности корзина уступает многим инструментам. Тем не менее, следует отметить известных исполнителей подвальных сольных партий. Наш соотечественник Валерий Сергеевич Попов считается одним из лучших исполнителей. Он обучил многих известных фаготистов. Долгое время он совмещал профессию преподавателя с карьерой оркестрового музыканта.
Ни одна попытка не может пройти мимо реализации возможностей, которые предоставляет корзина джазовой музыки. Из американцев можно выделить Карен Борке и Линдси Купер. Он может реализовать себя в качестве преподавателя джазового факультета.