Что за музыкальный инструмент маракас, как он устроен и как звучит?
Марака — один из самых древних музыкальных инструментов. Благодаря простому извлечению своего звука, он не утратил своего значения в современной музыке.
Что такое маракас
Марака — это ударно-штамповый инструмент. Он относится к группе идофонов — инструментов, в которых звук извлекается путем вибрации без использования струн, мембран. По своему внешнему виду маракасы напоминают характерные музыкальные погремушки. Дизайн инструмента не изменился и выглядит практически идентично в наши дни.
Название происходит от слова «марак», используемого южноамериканским племенем Тапу Галани. Название преобразовано в испанском языке, причем есть несколько форм, звучащих как malaca. Инструмент может иметь другие региональные названия.
История создания
Невозможно установить точное время появления маракаса. Эксперты предложили две теории происхождения этого инструмента: согласно одной из них, марака появилась среди племен алабарков, которые поселились на Кубе, Ямайке, Багаме и Пуэрто-Рико. По другой версии, этот инструмент впервые появился в Африке, и только потом, в период колониального завоевания, попал в страны Латинской Америки. Возможно также, что это происходило параллельно на обоих континентах, так как есть свидетельства присутствия марата в Мексике в 15 веке и инструмента на островах тихоокеанских племен.
Согласно кубинской легенде, сама природа подсказала идею изготовления марака. Когда плод свиньи высыхал на солнце, семена внутри отделялись от высушенной мякоти и бились о стенки. Индейцам понравился своеобразный шум, и они стали изготавливать такие инструменты, используя соответствующие плоды.
Из стран Латинской Америки маракасы распространились по всему миру.
В 1809 году итальянский композитор Гаспара Спантини использовал маракасы в своей опере «Фернандо Кортес, или Завоевание Мексики».
В России они появились в начале XX века, когда их привез С. Прокофьев. В 1935 году он ввел звук маракаса в симфонию «Ромео и Джульетта».
Древний инструмент, похожий на мараку.
Строение инструмента
Конструкция инструмента включает в себя футляр и рукоятку. Корпус почти всегда имеет форму шара, но может быть и овальным. Материалами служат дерево, гибкие прутья, стяжки, кокос, глиняная кожа, а также технические материалы: пластик, сталь, акрил и стекло.
Их внешние поверхности всегда ярко раскрашены и расписаны. Внутри футляр заполнен различными зернами, сушеным горохом, бусинами и другими жужжащими или звенящими предметами.
Деревянная или металлическая ручка прикрепляется к внешней стороне чаши, чтобы помочь удержать инструмент. Для удобства наполнения его можно снять с наружного стержня.
Региональные типы инструментов могут незначительно отличаться друг от друга. Корпус кубинского марака имеет грушевидную форму и размеры до 15 см. На юге Венесуэлы орудия достигают 7-12 см, самые маленькие — в горных Андах на территории Колумбии. Наполнитель имеет цилиндрическую форму и торчит с обеих сторон для предотвращения проливания.
Как звучат маракасы
Звук маракаса напоминает сочетание шуршания, дребезжания и жужжания. Это происходит, когда инструмент дрожит, когда наполнитель ударяется о стенки корпуса.
Звук может быть прозрачным, шумным, раскатистым и жужжащим. Марака подходит для сопровождения танцев, так как создает ритм, более частый, чем ритм барабана.
Конкретный звук зависит от параметров корпуса и наполнителя. Чем толще стенки корпуса, тем ниже звук. Звук зависит от техники игры.
Техника игры
При игре на маракасе исполнителям необходимо хорошо развитое чувство ритма. Используя этот инструмент, они могут создавать ритмы и получать ритмическое сопровождение и различные тональности.
Марака держится за ручку, движется вниз, как при ударе, а затем резко поднимается вверх. При этих движениях содержимое шара выливается и издает характерный звук при ударе о стену. Они зависят от шарика и материала наполнителя.
В ходе выполнения используются несколько технических приемов
- Основное движение. Маракасы раскачиваются два раза вправо, а затем влево.
- Стаккато — прерывистое колебание со звуком.
- Double — альтернативная двойная вибрация одной рукой, двойное движение другой рукой.
- Свинг — раскачивание на марата с движениями рук и тела.
- Например, другие техники, альтернативные одиночные встряски.
При правильном движении запястье находится у запястья.
Марака можно держать только за корпус или за рукоятку; во втором случае корпус направлен под углом 30-45 градусов. Инструмент качается при движении запястья.
В большинстве случаев используется пара маракасов. Каждый инструмент построен по-своему, что позволяет создавать различные звуки. Для этого нужны два маракаса с разной высотой звука. Тот, который имеет более низкий и сильный тон, берется в правую (левую) руку. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть и усилить нижние тона.
Для получения черпающего звука марака должна быть резко опущена примерно на половину диаметра корпуса.
Непрерывный звук достигается круговыми движениями.
Иногда мараку держат в одной руке, а другой рукой ударяют по ней или слегка постукивают по ней частью тела. Эта техника позволяет получить мягкий аккомпанемент.
Сфера использования
Марака широко используется в традиционной южноамериканской и латиноамериканской музыке. Первоначально он использовался в ритуальных церемониях. Это связано с приписываемыми ему сверхъестественными способностями.
Сегодня маракасы можно встретить в различных музыкальных жанрах: джазе, поп-музыке и эстрадной музыке. В их играх использовались Rolling Stone, LED Zeppeling и другие рок-группы.
Маракас также нашел применение в симфонических произведениях. Этот инструмент использовали С. Прокофьев и Э. Варес. Интересные факты связаны с необычным использованием маракасов. Например, американский композитор Л. Бернстид использовал этот инструмент вместо барабанных палочек в своей симфонии «Иеремия». Это произвело драматический эффект.