Как выглядят и звучат мандолины, и в каких странах они появились
Народный итальянский инструмент, о котором пели серенады в средние века, известен далеко за пределами Европы. Мандолина популярна на всех континентах — в США, Австралии и Японии.
Что такое мандолина
Мандолина — небольшой итальянский струнный щипковый инструмент класса гордофонов. Она относится к семейству лютневых. Имеет систему квинт. Он имеет овальный корпус и различные звуковые характеристики. Струны растягиваются попарно, каждая пара называется хором.
История инструмента
Предком мандолины является лутний, который появился в Месопотамии в IV веке до н.э. Начало мандолине положила разновидность, называемая сопрано-альт. Родиной инструмента считается Италия. Музыканты отнесли мандолину к другому виду в XIV веке из-за существенных различий. От мандолины люстры отличались широкими шейками, прямыми головками и количеством струн.
Модель, с которой мы знакомы сегодня, была разработана в 18 веке. Мастера Винакии построили украшенные палубы и углубили корпус. Оборудование получило блочную систему с четырьмя парами стальных струн. Этот вид называется неаполитанской мандолиной. Первые образцы до сих пор хранятся в музее.
Началось массовое производство мандолин в Европе. Сочный звук позволил новому инструменту присоединиться к оркестру.
Во Франции были свои разновидности, где разработали обратное натяжение струн, а в царской России установили вторую верхнюю деку для лучшего резонанса и звучания.
Однако популярность этого инструмента была недолгой: к середине 19 века мандолина использовалась редко. Она звучала только как национальный итальянский инструмент.
Вновь о ней вспомнили во второй половине XIX во второй половине XX века. Появилась форма с плоским корпусом и расширенным диапазоном: она широко использовалась в джазе и кельтских мелодиях в 30-е годы и используется до сих пор.
Строение мандолины
Устройства распространены в струнах:.
- Тело в форме капли выпуклое снизу с корпусом или уплощенной формы, содержащей две деки и оболочку. Верхняя дека для резонанса плоская или изогнутая, как у скрипки.
- Оболочка предназначена для защиты верхней палубы от ударов медиатора.
- Голосовые (резонаторные) отверстия в верхней деке для улучшения качества звука.
- Набиратель предназначен для передачи вибрации струн на корпус из дерева.
- Держатели струн металлические.
- Гриф состоит из головы с костяшками пальцев и шеи.
- Гриф и верхний порожек для регулировки высоты струн на подставке изготовлены из массива дерева. Подставка двигается.
- ЛАДА ЛИНИНГ входит в деку. В общей сложности инструмент имеет 18 металлических шипов — фритов.
- 8-12 струн из высокоуглеродистой стали в парах или тройках.
Корпус изготовлен из изогнутых полос. Подходит для производства из черного палисандра. Из этой древесины получаются дорогие инструменты с хорошим качеством звучания. Материал недорогой — вишня и клен.
Деко обычно изготавливается из ели или кедра и обеспечивает наилучший резонанс. Планки вырезаются из клена, палисандра или лиственницы. Накладка — палисандр или черное дерево. Первоначально корки были деревянными или костяными, а теперь — металлическими.
Виды мандолин
На протяжении веков было создано множество типов мандолин. Самый распространенный тип:
- Флорентийский сорт F выглядит как половина груши в контексте. На ней изображена страна и люди.
- Мандолины стиля А по внешнему виду похожи на гитары. Нижняя палуба часто плоская, с качающимся корпусом. Первые инструменты такого типа появились в начале 20-го века.
Существует множество типов мандолин. Они различаются по количеству струн, диапазону, тембру и форме.
- Мандриола (сицилийская мандолина) — это мексиканский народный инструмент с четырьмя тройными струнами, звучащими в унисон.
- Мандочелло имеет большой внешний вид, похожий на гитару, с вырезом 63-68 см, что соответствует строю виолончели.
- Лауто — греческая разновидность, похожая на мандокелло — имеет такую же систему.
- Циста похожа на октавную мандолину, но с дополнительными струнами (у нее их пять).
- Мандола — предок мандолины с четырьмя двойными струнами, настроенными на скрипке.
- Октавные мандолины звучат в нижней октаве неаполитанской, мензура составляет 50-58 см, а конструкция предполагает наличие четырех струн.
- Sopranino Mandolina (малая) — самая маленькая и редкая из всех типов, расстояние от верхнего порожка до мостика составляет всего 24 см.
- Мандо-бас — смесь мандолины и смордины — имеет четыре или восемь струн и три настройки.
- Неаполитанский — дизайн с корпусом, изогнутым в область подставки. Ноты на инструменте написаны в ключе G, а четыре комплекта струн настроены на 5 градусов. Это классические концерты.
- Португальский с плоским дном. Верхняя дека не имеет голосового аппарата, его заменяет резонатор EF. Распространяется в Ирландии и Северной и Южной Америке.
- Миланский с шестью парами струн, натянутых по две. Строй мандолины этого типа на одну октаву выше, чем у гитары.
- Ирландский бузуки — это инструмент, используемый для исполнения кельтской музыки, конструкция которого включает четыре двойные струны.
Помимо акустических, существуют электрические мандолины. Эти инструменты имеют звукосниматели и не имеют резонаторных отверстий в корпусе.
Сфера использования
Этот инструмент универсален и используется в самых разных жанрах. Они подходят для исполнения сольных партий, хорошо звучат в качестве аккомпанемента и используются в ансамблях народной музыки и традиционных академических ансамблях.
Существуют оркестры, полностью состоящие из мандолин различных типов, так называемые неаполитанские оркестры.
Модели в стиле А предназначены для исполнения классических произведений, народной музыки и кельтских мелодий.
Модель F чаще звучит в стиле кантри (сельская музыка иммигрантов США и блюграсс).
Блюграсс — это акустический стиль, смешивающий ирландский и английский стили с афроамериканскими мелодиями (джаз и блюз).
Великие композиторы, такие как Вивальди, Верди, Моцарт, Бетховен, Стравинский и Паганини, писали произведения для мандолины.
Мандолины звучат в народной музыке, рок-н-ролле и рок-композициях известных групп — «Led Zeppelin», «Ария» и «Styx».
Техника игры
Музыканты в игре сидят, скрестив ноги. В этом случае инструмент находится на верхней ноге игрока, а гриф поднят под небольшим углом. Они играют стоя, пристегнув инструмент к плечу.
Опытные мандолинисты используют пиццикато, глиссандо, плюмажи, гармоники, арпеджио, вибрато, мелизмы и другие приемы звукоизвлечения.
Пальцы левой руки держат струны на грифах. На мандолине играют аккордами или прижимая струны по очереди.
Правая рука лежит на теле, а медиатор находится между большим и указательным пальцами. Не принято играть пальцами. Звук извлекается движением руки, при этом рука не напрягается. Инструмент становится острее по мере приближения к подставке, приглушеннее и мягче по мере приближения к изголовью. Его звук мягкий, сочный и богатый, но быстро исчезает.