Человек душевной чистоты, неподдельной доброты, большого сердечности, чуткости, деликатности и невероятной скромности — такими добродетельными качествами наделяли современники Сергея Ивановича Танеева, выдающегося композитора, блестящего пианиста, выдающегося музыковеда и прирожденного педагога, настоящего профессионал своего дела. Как композитор он оставил потомкам богатое творческое наследие. Как пианист он славился не только своей виртуозностью, но и умел передать замысел автора до мельчайших деталей. Как музыковед он писал научные труды, не утратившие своей актуальности и сегодня. Как учитель для своих учеников он был «лучом света в царстве тьмы», и поступление в его класс считалось большой удачей. Танеев был образцом во всем. Что бы он ни делал, он делал с оптимизмом, большой волей и методической работой. Это был большой интеллектуал с глубочайшей осмысленностью высказываний, он обладал таким авторитетом, что многие видные деятели того времени считали за честь общаться с ним.
- Общие данные
- Фото композитора
- Биография
- Отрочество и юность в Златоглавой
- Французское путешествие
- Творческий взлёт
- Интересные факты о Сергее Танееве
- Творчество Сергея Танеева
- Танеев и Московская консерватория
- Прижизненные аудиозаписи
- Сочинения
- Музыкальные произведения
- Хоры a cappella
- Переводы
- Учебная литература
- Личная жизнь
- Знаменитые родственники
- Память о Танееве
Общие данные
Сергей Иванович Танеев (13[25] ноября 1856, Владимир — 6[19] июня 1915, Дютково под Звенигородом) — русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкальный и общественный деятель. Ученик П.И.Чайковского. Младший брат адвоката В. И. Танеева.
- Дата рождения: 13 (25) ноября 1856 г
- Место рождения: Владимир
- Дата смерти: 6 (19) июня 1915 г. (58 лет)
- Место смерти: д. Дютково, Звенигородский уезд, Московская губерния
- Похоронен: Новодевичье кладбище
- Страна: Российская Империя
- Деятельность: композитор, пианист, учитель музыки, ученый
- Инструменты: фортепиано
- Жанры: классическая музыка
Фото композитора
Биография
В середине прошлого века, а именно 25 ноября 1856 года, в старинном и прекрасном городе России — Владимире, в доме добросердечного человека, потомка старинного дворянского рода, государственного министра, врача и мастер словесности — Иван Ильич Танеев, случилось радостное событие: мл. Мальчик, которого счастливые родители назвали Сергеем, рос в доброжелательной и творческой атмосфере: в семье говорили между собой на трех языках и могли похвастаться богатейшей домашней библиотекой. Кроме того, глава семейства, человек высокообразованный, страстно увлекающийся литературой и музыкой, часто устраивал в своем гостеприимном доме различные творческие вечера.
Родители хорошо позаботились о всестороннем развитии своих сыновей, которых кроме Сережи было еще двое: старший Владимир и средний Павел. Однако из троих детей только младший был одарен музыкальными способностями. Талант Сережи, проявившийся в раннем возрасте, всячески поддерживали, и с пяти лет он начал заниматься игрой на фортепиано со специально приглашенными педагогами, которые заметили у малыша отличный слух, музыкальную память и необычайную серьезность.
Отрочество и юность в Златоглавой
В биографии Танеевых сказано, что в середине семидесятых семья Танеевых переехала на ПМЖ в Москву, где купила скромный дом в Обуховском переулке. Сергея определили на учебу в первую классическую гимназию, а в 1966 году, после открытия Московской консерватории, он записался вольнослушателем в это учебное заведение, где в течение четырех лет обучался у Э.Л. Лангера по фортепианной и теоретической дисциплинам.
В 1868 году от обучения в гимназии все-таки пришлось отказаться, так как мальчику было трудно совмещать учебу сразу в двух учреждениях, тем более что в консерватории преподавались и общеобразовательные дисциплины. В сентябре 1969 года Сергей Танеев стал полноправным студентом консерватории, кроме того, по теоретическим дисциплинам его сразу определили в класс П. И. Чайковского, а затем продолжили у него обучение инструментовке и композиции.
С того самого момента, как учитель и ученик начали профессионально общаться, между ними завязались теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самой смерти любимого учителя. Молодой человек был очень увлечен музыкой и иногда пугал отца. Иван Ильич стал опасаться, что одностороннее образование пагубно скажется на общем развитии сына, и поэтому консерваторское образование Сергея было поставлено под сомнение.
Только директор консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн смог спасти будущего композитора от неправильных намерений родителей. Обычно скупой на похвалу, он так одобрительно отозвался о талантах молодого музыканта, что все опасения Ивана Ильича за будущее сына рассеялись в одно мгновение. После этого случая Николай Григорьевич взял Сергея к себе в класс и учил играть на фортепиано, пока тот не окончил консерваторию. Более того, не сомневаясь, что талантливого ученика ждет большое творческое будущее и исполнителя, и композитора, Рубинштейн приглашал Сергея на музыкальные вечера, которые тот устраивал в своем доме.
Дебют Танеева как пианиста состоялся в 1874 году в усадьбе Голицыных в Знаменском переулке. Это было первое публичное выступление молодого музыканта, где он блестяще исполнил произведения Листа и Шопена. В классе композиции Сергей также оправдал все ожидания своего учителя П. И. Чайковского. В студенческие годы он стал автором крупных произведений, в том числе симфоний, увертюр и кантат.
Танеев окончил консерваторию в девятнадцать лет просто блестяще: он стал первым студентом этого учебного заведения, получившим золотую медаль.
У юноши были большие возможности исполнять, сочинять и преподавать, чем он впоследствии с успехом занимался на протяжении всей своей жизни, но сначала юноша решил совершить просветительское турне за пределы отечества. По приглашению своего учителя и наставника Н. Г. Рубинштейна он посещал в образовательных целях Грецию, Италию и Швейцарию, с интересом изучая культуру и искусство этих стран. Вернувшись на родину, Сергей Танеев начал самостоятельную творческую жизнь. Активно гастролируя по городам России, он с успехом выступал в Санкт-Петербурге, Харькове, Нижнем Новгороде, а в ноябре порадовал публику в Москве премьерой Концерта для фортепиано с оркестром No. 1 П. И. Чайковского.
Французское путешествие
Весной 1876 года Сергей снова едет с концертами в русские города, а летом, немного отдохнув, снова покидает Россию и отправляется во Францию знакомиться с европейским искусством. В Париже он усердно продолжает заниматься игрой на фортепиано, сидит за инструментом по 4-5 часов, регулярно посещает репетиции симфонических оркестров под управлением таких известных маэстро, как Ж. Э. Падлоу и Э. Колонна, посещает лекции в Сарбонне и различные концертные выступления.
Ему посчастливилось быть приглашенным на «музыкальные четверги» знаменитой Полины Виардо, которая в то время только радовала близких друзей своим прекрасным пением. Круг знакомств юноши сильно расширился: он сблизился с писателями Тургеневым, Ренаном, Флобером и Золя, а также с композиторами — Форе, Гуно, Сен-Сансом, Дюпарком и д’Анди. Восемь месяцев, проведенных в Париже, не прошли для Сергея даром, они вдохновили его на новые творческие свершения. Молодой музыкант переоценил свои прежние достижения и пришел к выводу, что его образование было недостаточным. Он установил для себя программу, которой строго следовал всю жизнь.
Творческий взлёт
Возвращение на родину состоялось в июле, но прекрасная летняя погода не прельстила музыканта. Он поставил перед собой цель подготовить ряд интересных программ, которые впоследствии исполнил на концертах в течение текущего года.
В 1878 году в жизни Сергея Танеева произошли кардинальные перемены. Его друг и учитель Петр Ильич Чайковский, устав от преподавательской деятельности и помимо получения пенсии материальной поддержки от государства, решил всецело заняться творчеством. Он уговорил Танеева, которому тогда было всего 22 года, взять на себя преподавательскую нагрузку консерватории, которая включала курс гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм и оркестровки.
А в 1881 г., после смерти Н. Г. Рубинштейна, получив должность профессора, Сергей Иванович добавил к своим педагогическим нагрузкам фортепианный класс своего любимого учителя. В 1884 году по рекомендации Чайковского Танеев занял должность директора консерватории, где пробыл четыре года. Он пользовался большим авторитетом не только у профессоров, но и у студентов, и не только вернул консерватории прежний престиж, но и внес много нововведений, улучшивших работу учреждения. Но в 1889 году из-за неудовлетворенности административной работой и сильного влечения к творческой деятельности оставил руководящую должность и сохранил только преподавательскую нагрузку в консерватории.
К сожалению, в то время Танеев еще мало занимался композиторской деятельностью, его больше интересовала предстоящая постановка его оперы «Орестея», намеченная на сентябрь 1895 года в Петербурге. Композитор в это время часто бывал в столице, где сблизился с меценатом и владельцем нотного издательства М. Беляевым, а также с петербургскими композиторами: Римским-Корсаковым и Глазуновым. Серьезные перемены в жизни Сергея Ивановича произошли в 1905 году. Взбешенный властными методами управления директора консерватории В. Сафронова, он покинул стены учреждения и больше туда не возвращался, а кроме того, отказал ему в пенсии . Тем не менее, от любимой педагогической деятельности Танеев не отказывался: занимался частной практикой и совершенно бесплатно обучал студентов.
После окончания консерватории Сергей Иванович продолжал оставаться значимой фигурой в музыкальной жизни Москвы. В 1906 году он был одним из музыкальных деятелей, инициировавших открытие Фолькеконсерватории, первоочередной задачей которой было музыкальное образование и приобщение простых людей к классической музыке. Кроме того, Танеев стал работать в ней педагогом, с удовольствием знакомил широкие массы с искусством. В том же 1906 году Танеев завершил работу над «Подвижным контрапунктом строгого письма» — уникальным произведением, над которым композитор работал около семнадцати лет. В 1908 году он стал одним из основателей Библиотеки теории музыки, а в 1912 году был избран почетным членом.
Последним годом жизни композитора стал 1915 год. Потрясенный безвременной кончиной Александра Скрябина в апреле, он простудился, сопровождая гроб своего ученика на похороны.
Танеев не придавал большого значения своей болезни и продолжал активно работать. С начала мая здоровье композитора резко ухудшилось, и он был перевезен на машине в родовое имение Дютково, где 19 июня Сергей Иванович скончался.
Интересные факты о Сергее Танееве
- Отец Сергея Танеева, Иван Ильич, по отзывам современников, зарекомендовал себя как очень порядочный и образованный человек. Он проявил себя как поэт, писатель и большой меломан, так как сочинял музыку и умел играть на нескольких инструментах (фортепиано, флейта, скрипка, гитара).
- Из биографии Танеева мы узнаем, что свое первое публичное выступление он запомнил на всю жизнь. В возрасте одиннадцати лет он исполнил первую часть сонаты ля минор Моцарта на концерте в консерватории и был удостоен заслуженных аплодисментов. Но в то время он еще не понял смысла и недооценил, думая, что это знак неодобрения, расплакался и убежал со сцены.
- Имя Сергея Танеева, блестяще окончившего консерваторию и первым из выпускников получившего золотую медаль, теперь могут прочесть на памятной доске все, кто посещает малый зал Московской консерватории.
- Сергей Иванович Танеев был образованным человеком с очень широким кругозором. Он разбирался в философии, естествознании, истории и математике. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, восхищавшийся эрудицией композитора, сказал о нем, что это был редкий человек, с которым ни о чем не говоришь, он все знает.
- Танеев был очень дружен со Львом Толстым, и, когда тот часто бывал у автора в Ясной Поляне, любил играть с ним в шахматы на предмет произведения: если композитор проигрывал, он играл на фортепиано, а если автор терпел поражение, читал свое произведение состав.
- В 1895 году в семье Льва Толстого произошло трагическое событие: от скарлатины умер его шестилетний сын Иван. Софье Андреевне, жене писателя, очень тяжело пережившей эту утрату, помогли справиться с этой сложной жизненной ситуацией разговоры и музыка Сергея Танеева. Тесное дружеское общение Софьи Андреевны с композитором привело Льва Николаевича к ревности к жене.
- Всю жизнь Танеев прожил со своей няней, которую звали Пелагея Васильевна Чижова. У этой опрятной, простой деревенской женщины все было в порядке настолько, что она без труда находила нужные страницы студенческих сочинений. А когда у нее закончились лавровые листы, которые она добавляла в пищу как приправу, она настойчиво отправила Сергея Ивановича играть на концерте, потому что от благодарных слушателей он получил в подарок не только цветы, но и лавровые венки.
- Сергей Рахманинов называл своего учителя С. И. Танеева «мировым учителем», и это правда. Невероятно требовательный к себе, он записал и таких ярких звезд отечественной музыкальной культуры, как А. Скрябин, Н. Метнер, К. Игумнов, Р. Глиэр, Н. Жиляев, В. Булычев, Г. Конюс, А. Александров, С. Василенко, Н. Ладухин, К. Сараджев, Б. Яворский, Е. Гнесина, Ю. Энгель, Н. Мазурина, С. Ляпунов, М. Унтилова, И. Сац, А. Корещенко, З. Палиашвили.
- Композитор был настолько целеустремленным человеком, что даже освоил международный искусственный язык эсперанто. На ней он вел личный дневник, а также сочинял романсы (к сожалению, записи этих произведений утеряны).
- Имя выдающегося композитора С. И. Танеева навсегда останется в сердцах россиян. В его память названы: Международный конкурс камерных ансамблей; Всероссийский музыкальный фестиваль классической музыки, проводимый раз в два года во Владимире. Кроме того, имя С. И. Танеева по праву присвоено научной и музыкальной библиотеке Московской консерватории.
Творчество Сергея Танеева
Творческая жизнь Сергея Ивановича была чрезвычайно насыщенной и разносторонней. Более того, Танеев, ученый, пианист и педагог, неразрывно связан с Танеевым, композитором, которому он оставил своим потомкам относительно небольшое, но очень ценное наследие. Являясь ярым противником различных современных музыкальных течений, он основывал свое творчество на народной музыке и уверенно следовал классическим традициям западноевропейской и русской музыки.
Его чрезмерный интерес к Баху и Моцарту даже казался странным современникам композитора, кроме того, они критиковали его произведения, называя их устаревшими и сухими. Действительно, произведениям Сергея Ивановича свойственна не открытая эмоциональность, а мудрая сосредоточенность и высочайшее мастерство. Танеев, композитор, синтезировал, как он считал, все лучшее, что было в музыке, целенаправленно ища свое направление, свой стиль. Его композиционная техника заключалась в следующем: если он задумал произведение, то сначала прорабатывал отдельные мотивы и темы будущего произведения, составлял бесконечное число набросков, и только когда наловчился работать с этими составляющими, начинал построить произведение в целом.
Некоторым из друзей композитора этот метод показался слишком изощренным, но тем не менее в результате такой кропотливой аналитической работы композитор создал бесценные творения необыкновенной красоты. Конечно, используя такой аналитический метод, Сергей Иванович не мог похвастаться большим количеством своих сочинений, но среди произведений, написанных им в различных жанрах, характерных для музыкальной культуры того времени, следует отметить оперу «Орестея», четыре симфонии , увертюры, четыре кантаты, концерт для фортепиано с оркестром, камерная и инструментальная музыка, хор, романсы. Музыкальная трилогия «Орестея», либретто которой основано на трагедиях Эсхила и завершена Танеевым в 1895 году, явилась новой интересной страницей в оперном искусстве, привлекшей внимание не только русских, но и зарубежных музыкантов.
Из симфонических произведений композитора следует особо отметить четвертую симфонию, которая была оценена современниками выдающегося маэстро, а после его смерти стала одним из самых популярных его произведений. Важно отметить аккуратность Танеева к своему творчеству: он считал, что это единственная из его симфоний, достойная не разового исполнения, а полноценной концертной жизни, а потому, в отличие от других, она была напечатана при жизни композитора.
Сергей Иванович много внимания уделял в своем творчестве хоровой музыке — это важная часть его наследия и может быть очень символично, что весь путь композитора проходит как бы под аркой между двумя лирико-философскими кантатами «Иоанн Дамаскин». » и «По прочтении псалма». Заслугой Танеева, с большим пиететом относившегося к перекрестным жанрам, является возрождение хоров a cappella: он написал их более сорока. Кроме того, когда мы говорим о творческом наследии композитора, нельзя обойти вниманием его вклад в камерно-инструментальную музыку. Написанные им трио, квартеты и квинтеты относятся к лучшим образцам русской музыки в этом жанре, а шестой квартет и фортепианный квинтет – вершины, отличающиеся особой монументальностью.
Танеев и Московская консерватория
Композитор провел почти сорок лет своей жизни, связанные с Московской консерваторией. Согласно биографии Танеева, он в числе первых учеников переступил порог этого замечательного учебного заведения с начала его открытия, затем, по настойчивой просьбе Петра Ильича Чайковского, в 1878 году, в стенах родной альма-матер, он занялся преподаванием. А просветительская работа настолько увлекла Танеева, что он даже отодвинул на второй план все свои сочинения. Через три года вся русская культура понесла большую утрату: умер Николай Григорьевич Рубинштейн.
После его смерти Чайковский писал в письме Танееву, что талантливый ученик должен везде продолжать дело своего учителя: в кабинете директора, в классе специального фортепиано, а также за дирижерским пультом. В 1881 году Сергей Иванович взял учеников из фортепианного класса Рубинштейна, но отказался от должности директора. Но через четыре года его все-таки уговорили занять директорскую должность, так что дела в разорвавшейся консерватории пошли очень плохо. Избранный в 1883 г комитет директоров не мог справиться ни с материальными трудностями, ни с растерянностью, возникшей среди профессорско-преподавательского состава.
Танеев занял пост директора в сентябре 1885 года и сразу же приступил к активным преобразованиям, в результате которых был восстановлен полный порядок. Он исправил финансовые условия, обновил состав преподавателей, улучшил учебную дисциплину, внес коррективы в учебные планы, а также внес некоторые нововведения. Например, под его руководством была организована нотная библиотека, систематически проводились студенческие отчетные концерты.
Должность директора обеспечивала Сергея Ивановича стабильным доходом, но административная деятельность тяготила его. Он хотел полностью посвятить себя творческой и научной работе, но у него совсем не было на это времени. В мае 1889 г он сообщил всем, что покидает пост директора и передает обязанности начальника В. Сафонову. Теперь он снова смог увлеченно заниматься любимым делом, например, преподавать лично разработанную им интересную тему — контрапункт. Позже все достижения профессора легли в основу его теории, которую он изложил в фундаментальном научном труде под названием «Подвижный контрапункт строгого стиля».
Кроме того, в Московской консерватории Танеев создал стройную систему теоретического образования музыкантов: он не только разработал программы по соответствующим предметам, но и внес изменения в методику обучения. Следует также отметить, что Сергей Иванович одним из первых выступил с идеей разграничения среднего и высшего уровней профессионального музыкального образования. Танеев проработал в консерватории до 1905 года, когда в стране начались революционные волнения. Профессор выразил недовольство отчислением неблагонадежных студентов консерватории, а также выступил за реформу образования, представив проект изменений. Такая деятельность профессора вызвала гнев директора учреждения В. Сафонова, который вызвал Танеева на неприятный разговор. После взаимных обвинений Сергей Иванович написал заявление об увольнении, и, несмотря на уговоры коллег и учеников, его решение осталось твердым.
Прижизненные аудиозаписи
Заслуживают внимания записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на керосиновых валиках.
Сочинения
Музыкальные произведения
- Оперная трилогия «Орестея» (1 постановка — 1895, СПб), партитура
- Кантаты: кантата для хора с оркестром (ор.1) «Иоанн Дамаскин», партитура; «Прочитав гимн», «Слава Е.Г.
- Рубинштейн», «Я поставил себе памятник».
- 4 симфонии (1874-1898): Симфония до минор (ор. 12), партитура, Симфония «2 си-бемоль мажор
- Симфонические увертюры: Увертюра на русскую тему: До мажор: для большого оркестра, партитура
- Концерт для фортепиано с оркестром (1876, издан в 1957; от идеи отказались композиторы после отрицательной рецензии Н. Г. Рубинштейна)
- Концертная сюита для скрипки с оркестром = Konzert-Suite für Violine und Orchestra: за пять часов (ор. 28), партитура для струнных трио (2)
- Струнные квартеты (9): Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели (ор. 4), партитура; Квартет № 3 для двух скрипок, альта и виолончели (ор. 7), партитура; Квартет № 4 для двух скрипок, альта и виолончели (ор. 11), партитура; Квартет № 6 для двух скрипок, альта и виолончели (ор. 19), партитура
- Струнные квинтеты (2): квинтет соль для 2-х скрипок, альта и 2-х виолончелей (ор. 14), партитура
- Соната для скрипки и фортепиано
- Трио (ре мажор) для фортепиано, скрипки и виолончели (ор. 22), партитура
- Листок альбома: для альта и фортепиано (ор. 33), партитура
- Фортепианный квартет ми мажор соч. 20 (1906)
- Фортепианное трио ре мажор соч. 22 (1908)
- Фортепианный квинтет соль минор, соч. 30 (1911), партитура для фортепиано
- Для фортепиано — Прелюдия и фуга соль-диез минор и др.
- Канцона для кларнета (виолончели) с оркестром
- Хоровые вариации для органа
Хоры a cappella
- Хор без обозначения опуса: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов) — 1880; «Песня о короле Регнере» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков) — 1882.
- Или. 8. «Восход» (Тютчев). Посвящается Русскому хоровому обществу в Москве (издана в 1898 г).
- Или. 10. «От края до края» (Тютчев). Посвящен хору Императорской оперы в Санкт-Петербурге (1898).
- Или. 15. Два хора a capella для четырех смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), «Московский синодальный хор»; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельников.
- Или. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Также может быть исполнено хором (1907): № 1. Сонет Микеланджело; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихая ночь».
- Или. 24. Два квартета а капелла для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Также может быть исполнено хором (1907 г.): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
- Или. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается Хору Московского Пречистенского курса рабочих (1909 г.): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалины башни»; № 4. «Смотрите, какая дымка»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности вдруг зазвучала музыка»; № 8. «Прометей»; № 9. «Я увидел обрыв за облаком»; № 10. «Звезды»; № 11. «Две хмурые тучи над горой»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
- Или, 35. Шестнадцать хоров а капелла для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому обществу чешских педагогов (1914): № 1. «Молчание»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Рассвет»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространстве эфира»; № 7. «И сон, и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Смерть»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
- Посмертные публикации — хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) — ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
- Камерные вокальные ансамбли с фортепиано и а капелла
- 55 романсов
Переводы
- Бюсслер, Людвиг. Строгий стиль: Учебник простого и сложного контрапункта, подражания, фуги и канона в церковных ладах / Пер мед. [и с предисловием] Танеева С.И. — М.: Ред. П. Юргенсон, 1885. — XII, 192 с.: примечания.
Учебная литература
- Танеев С.И. Учение о каноне / Подготовлено к печати В. Беляевым. — Москва: Госиздат, 1929 (Музыкальный сектор, ноты Гизы). — VIII, 195 с.: черт, заметки сделаю.
- Танеев С.И. Подвижный контрапункт для строгого письма. + 2 вкл./ Под ред проф. С.С. Богатырева. — М.: Музгиз. 1959 — 384 с., примечания, издание прил.
Личная жизнь
К сожалению, о личной жизни Танеева известно очень мало. Семьи у него не было, всю жизнь прожил с няней П. Чижовой, которая была его другом, советчицей и хозяйкой дома. Поскольку для композитора была характерна замкнутость, он никогда никому не рассказывал о себе, и только одно письмо, случайно найденное через несколько лет после его смерти, способствовало драматизму всей его жизни.
Сергей Иванович в восьмидесятых годах приятно познакомился с пианисткой, женой известного архитектора и художника Альбера Бенуа — Марией. Взаимное влечение возникло, но отношения пришлось прервать, так как на тот момент женщина уже была матерью четверых детей, которые при разводе остались бы с отцом. К тому же Танеев боялся, что не сможет финансово поддержать возлюбленную и дать ей ту жизнь, к которой она привыкла. У композитора теплилась надежда, что он все-таки встретит достойную женщину и создаст с ней семью, в которой будут дети. Однако не получилось, и одиночество преследовало его всю жизнь.
Знаменитые родственники
Старейший род столповых дворян Танеевых, начавший свой отсчет с XV века, имел немало достойных представителей, верно служивших отечеству. Например, родственник композитора — Сергей Александрович Танеев был высокопоставленным чиновником, настоящим тайным советником. Его сын, Александр Сергеевич, служил председателем Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Кроме того, Александр Танеев, получив серьезное музыкальное образование (сам Н. А. Римский-Корсаков был его домашним учителем по теории композиции), был композитором-любителем, произведения которого были приняты как в России, так и за рубежом. В его творческом наследии немало сочинений, среди которых две симфонии, сюиты, струнные квартеты, романсы и даже опера «Месть Купидона».
Дочь Александра Сергеевича Танеева — Анна Александровна Вырубова (урожденная Танеева) была фрейлиной и ближайшей подругой последней российской императрицы Александры Федоровны. Страницы из жизни Анны Танеевой интересно показаны в историческом сериале «Григорий Р.» снят в 2016 году. Еще один представитель семьи Танеевских, заслуживающий особого внимания, — Владимир Иванович, родной старший брат композитора. Он был очень образованным человеком с очень широким кругом интересов. Он занимался юридической и экономической практикой, придерживался прогрессивных взглядов, лично познакомился с Карлом Марксом и был верным последователем его идей.
Память о Танееве
Имя С. И. Танеева:
- Владимирский концертный зал. С. И. Танеева, возле которого бюст композитора;
- Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
- Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
- Детская музыкальная школа №1 города им. С.И. Танеев, Владимир;
- Калужское областное музыкальное училище С.И. Танеева;
- Международный конкурс камерных ансамблей имени С.И. Танеева (Калуга—Москва);
- Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
- Танеевское музыкальное общество;
- Усадьба Танеевых в Маринино ;
- улица во Владимире;
- улица в Клину; а также развалившуюся усадьбу Танеевых, которая так и не была восстановлена и находится в полной ветхости
- улица в Красноармейском районе Волгограда;
- улица в Левобережном районе г. Воронежа;
- Детская городская музыкальная школа в Звенигороде;
- Дом-музей Танеева в Дютково (Звенигород);
- аэробус А319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
- Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 год был улицей Танеева.
- Объект культурного наследия федерального значения: «Дом, в котором жил Танеев Сергей Иванович в 1900-1915 гг.» в Москве (Малый Власьевский переулок, д. 2/18, стр. 3)
На доме, где родился композитор, во Владимире (ул. Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска.