Карьера актёр, режиссёр, педагог Дата рождения 17 января 1863 г. Козерог
восточный Гороскоп Кабан Место рождения Москва, Россия
Высота – Масса –
Семейное положение был женат Дети дочь, два сына
Социальная сеть –
Юные годы
Основоположник двух московских театров и системы обучения актерскому мастерству Константин Алексеев, известный под псевдонимом Станиславский, родился в семье купцов и театральных деятелей, был внуком парижской актрисы Марии Варлей. Среди его предков известные фабриканты Мамонтовы и Третьяковы. Отец Константина унаследовал суконную фабрику, а мать тоже была актрисой.
Семья Алексеевых жила с десятью детьми в доме у Красных ворот. Родители обучали Константина и его братьев и сестер на дому. В интеллигентной семье любили устраивать театральные представления, в которых иногда участвовали друзья — известные актеры того времени.
В летние месяцы Алексеевы переезжали в дом в деревне Любимовка, расположенной на берегу Клязьмы. Там их самодеятельность стала известна среди односельчан под названием Алексеевский театр.
Константин талантливо играет на публике с четырех лет. Но родители подготовили его к серьезной профессии фабриканта, передающейся по наследству.
Константин в детстве был слабым мальчиком и проучился в гимназии всего три года. Среднее образование он получил дома и принял руководство Алексеевским театром. С 14 до 24 лет занимался в любительских постановках как режиссер и актер. В 1885 году в творческих кругах представился под именем Станиславский.
Карьера актера
Константин выполнил волю родителей, окончил Лазаревский институт и занялся делами завода. Он много внимания уделял техническим деталям, изучал зарубежный опыт и использовал новейшие технологии в наследственном деле.
Станиславский продолжал заниматься театром в свободное время и приобрел много друзей в театральном сообществе. С 1888 года он блистал в постановках Московского общества искусства и словесности, которое основал вместе с художником Ф. Сологубом и певцом Ф. Комиссаржевским.
Роли Константина в спектаклях «Приданое», «Горькая судьба» и других спектаклях по произведениям классиков завоевали любовь зрителей и критиков. В 1891 году он был актером и ставил пьесы. Режиссер Станиславский почувствовал потребность в освежающем подходе к постановке пьесы и постановке. Его идеи поддержал Владимир Немирович-Данченко. Так родился проект МХТ.
С первых постановок режиссеры отказались от симуляций и патескопий, отдав предпочтение реалистичному изображению эмоций. Чеховская «Чайка» в новом стиле имела оглушительный успех.
В 1919 году МХАТ получил статус академического. В 20-х годах XIX века состоялись первые гастроли МХТ в США. В этот период Станиславский работал над книгой «Моя жизнь в искусстве». В 1935 году он открыл оперную студию, которая впоследствии стала называться Электротеатром Станиславский».
Преподавательская деятельность
Первыми учениками Константина Станиславского стали артисты только что созданного МХТ, бывшие члены Московского художественно-литературного общества. В ходе уроков и репетиций постепенно складывались новые принципы актерского мастерства и постановки: не изображать эмоции, а чувствовать на сцене, понимать мотивы поступков персонажей, передавать в спектакле законченную мысль.
Константин Сергеевич прославился фразой «Не верю!», которую он выкрикивал актерам, испытывавшим плохое чувство к своим героям. Он также изменил обязанности режиссера, открыв возможность вольной интерпретации текста и поведения персонажей. Задача артиста заключалась в том, чтобы оживить сцену, отойти от рутины, но сохранить сценическую обстановку.
По Станиславскому, художник является воплощением этических и гражданских принципов. Систему Константина Сергеевича назвали сценическим реализмом.
Личная жизнь
В конце 1880-х Константин Сергеевич женился на актрисе Марии Перевощиковой, выступавшей под псевдонимом Лилина. Супруги вырастили двоих детей.
Первая дочь Ксения умерла вскоре после рождения от пневмонии. Вторая дочь Кира в зрелые годы заведовала музеем отца. Благодаря сыну Игорю Станиславский породнился с семьей Толстых. Его невестка приходилась внучкой писателю Льву Николаевичу.
У режиссера был внебрачный сын Владимир от горничной, работавшей в его доме. Станиславский узнал его, но мальчику дали другую фамилию и отчество — Владимир Сергеевич Сергеев. В зрелые годы преподавал в МГУ.
Последние годы и смерть
Константин Станиславский активно занимался театром, пока не стал старше и не стал выходить на сцену в спектаклях. В 1928 году во МХАТе состоялся вечер по случаю 65-летия художника и режиссера. Во время мероприятия у Станиславского случился сердечный приступ. Врачи диагностировали сердечный приступ и настоятельно рекомендовали отказаться от выступлений.
Константин Сергеевич оправился от болезни только в 1929 году и переключился на режиссуру и преподавательскую деятельность. Он продолжал писать книги. Последняя его просветительская работа «Работа актера над собой» вышла в свет в 1938 году, в год смерти художника. Станиславский умер от атеросклероза.
Интересные факты
Во время домашних выступлений у молодого Станиславского возник конфуз. Однажды он сыграл Подколесина в спектакле «Женитьба» по произведению Н. Гоголя. По сюжету его герой вылез из окна.
Сцена домашнего кинотеатра была очень маленькой. Станиславский наступил на крышку рояля, стоявшего под окном, и разбил ее. Шнуры порвались внутри. Пианино очень сильно сломалось. После выступления были объявлены песни и танцы. Артисты должны были петь а капелла, чтобы гости могли танцевать.
Подробности жизни Константина Станиславского:
- режиссер был знаком с Антоном Чеховым. Автор участвовал в постановке спектакля «Чайка». После успеха спектакля морская птица стала символом МХТ;
- иосиф Сталин был поклонником и завсегдатаем театра Станиславского;
- в 1920 году режиссера взяли в заложники белогвардейцы, прорвавшиеся к Москве;
- в детстве мать переживала за маленького Костю, боялась отпускать его учиться в гимназию. Перед экзаменом мальчику предоставили мешочек с землей со святой горы Афон. Константин по опыту повертел амулет в руках и случайно сломал его. В результате тринадцатилетнего мальчика зачислили вместо третьего в первый класс;
- в гимназии Константин посоветовал своим одноклассникам выучить язык глухонемых. Используя жесты, они спрашивали друг друга в классе о правильных ответах;
- в детстве режиссер устраивал с двоюродными братьями жестокие шалости, любил пугать домашнюю учительницу-немку, ночных искателей папоротника в праздник Ивана Купалы;
- американский актер Джек Николсон учился по системе Станиславского и соблюдал в своем творчестве правило эмоциональной правды;
- в 1966 году учреждена премия Станиславского РСФСР за достижения во всех областях театрального искусства. Среди лауреатов премии разных лет – актриса Алиса Фрейндлих, поэт Сергей Михалков, режиссер Георгий Товстоногов;
- с 1995 года премия Станиславского присуждается на международном уровне. Среди владельцев Александр Абдулов, Инга Оболдина, Энтони Хопкинс, Ксения Раппопорт, Джуди Денч.
Константин Станиславский фото
О системе Константина Станиславского за границей узнали благодаря его знаменитому ученику Ричарду Болеславскому. После революции он покинул родину, поселился в США и открыл школу актерского мастерства. Принципы Станиславского Болеславский использовал в работе со студентами. Его учеником, в свою очередь, был Ли Страсберг, воспитавший многих голливудских звезд.
Еще одним сторонником системы Станиславского в США был брат Антона Чехова, актер Михаил Чехов. Он научил Мэрилин Монро принципам реализма на примере роли Грушеньки в «Братьях Карамазовых».
Систему погружения в образ по Станиславскому широко используют голливудские звезды. Ради своих ролей они худеют, поправляются, учатся водить гоночную машину или отправляются в тюрьму. На Западе сценический реализм понимается слишком буквально. Станиславскому требовалось душевное, а не физическое преображение.