Карьера сценарист, режиссер Дата рождения 20 января 1920 года Козерог
Восточный Гороскоп Обезьяна Место рождения Римини, Италия
Рост 182 см Масса –
Семейное положение был женат Ребенок нет
Социальная сеть –
Детские годы
Величайший режиссер итальянского и мирового кинематографа Федерико Феллини родом из небольшого курортного городка, расположенного в живописном регионе Эмилия-Романья. Его родители переехали на Адриатическое побережье из Рима после свадьбы. Отец Федерико был коммивояжером, продававшим в этом районе предметы домашнего обихода. Позже в семье родилось еще двое детей – дочь Мария Магдалена и сын Рикардо.
Старейшина Федерико рос болезненным и впечатлительным ребенком, часто терял сознание. Врачи объяснили обморок слабым сердцем. Однажды в город приехал бродячий цирк. Яркие костюмы, музыка и волшебная атмосфера очаровали маленького Федерико. Он любил устраивать дома такие представления. Художников заменили куклы, которых мальчик делал, раскрашивал и одевал сам. Еще в детстве Федерико обладал талантом рассказчика, удивляя окружающих невероятными вымыслами и историями.
Шаги во взрослую жизнь
Будущий режиссер учился в монастырской школе. Свой будущий путь он видел в журналистике. Федерико поступил во Флорентийский университет. Во время учебы он уже делал первые шаги в профессии. Друг устроил Феллини на работу карикатуристом в свой журнал Febo.
Федерико жил на мизерную зарплату и деньги, присылаемые родителями. Ему пришлось переехать в Рим и перевестись в столичный университет на юридический факультет. Провинцию привлекала не юриспруденция, а отсрочка от военной службы, которую получали студенты-юристы.
Феллини поселился в привокзальном квартале, населенном бандитами, ворами и проститутками, а вдоль улиц выстроились китайские торговцы. Мальчик-студент астенического телосложения, всегда занятый работой, выглядел не лучше. Черный Федерико был таким худым, что соседи прозвали его Ганди».
Наблюдения за человеческими трудностями, страстями и разрушительным влиянием ночной жизни того периода дали Феллини богатый опыт, который он впоследствии воплотил в своем творчестве как режиссер. В 19 лет будущий киноклассик пытался зарабатывать на жизнь литературным творчеством, но иногда брался за любую работу.
Жизнь до индустрии кино
Переехав в Рим, Федерико сменил множество профессий, от страхового агента до наборщика в типографии. Больше всего выжить в столице ему помогли талант художника и чувство юмора. Феллини метко подмечал черты характера людей, с точностью и тонкой иронией передавая их в карикатурах. Горожане перехватывали газеты за его образный юмор.
Молодой Феллини прославился и как талантливый сатирик. Его рассказы были опубликованы антифашистской газетой Марка Аврелия. За четыре года Федерико написал более семисот юмористических произведений. Итальянский актер и режиссер Альдо Фабрици в то время начинал свою карьеру, работая в мюзик-холле. Он заметил, насколько популярны шутки Феллини, и стал его постоянным заказчиком текстов для выступлений.
Помимо юмористических рассказов, Федерико писал постановки для радио. Слушателей развлекали случаи из жизни придуманных им героев — парня Чико и девушки Полины, влюбленных друг в друга. Затем к сценаристам присоединился Феллини как автор забавных проделок. Его имя стало появляться в списке соавторов сценария.
В 1939 году благодаря фильмам режиссера Марио Маттоли, снятым в соавторстве с Феллини, прославился знаменитый в середине 20 века итальянский комик Эрминио Макарио.
Знакомство с Росселлини
Феллини неуклонно шел к успеху, но угроза призыва в армию все еще висела над ним. Он неоднократно обманывал медкомиссию, чтобы быть признанным негодным к службе по болезни. Чико и Полина стали настолько популярны, что о них решили сделать телешоу. Сценарий и постановка были поручены Феллини.
Параллельно с работой писателя и сценариста Федерико продолжал рисовать мультфильмы на актуальные темы и продавать их в магазине, который держал вместе с другом. Там сценариста и нашел Роберто Росселлини. В то время он только начинал свою режиссерскую карьеру, тайно снимая антифашистские репортажи.
Росселлини хотел снять короткометражный фильм о священнике, застреленном немцами. По его просьбе Феллини взялся написать сценарий в соавторстве с Серджио Амидеем, также известным в будущем сценаристом. В результате повести стал фильм «Рим — открытый город», принесший Росселлини небывалый успех и известность как основоположнику киножанра неореализма.
Карьера режиссера
Феллини работал над следующими картинами Росселлини «Пайза», «Франциск, менестрель божий», а в фильме «Любовь» сыграл эпизодическую роль святого Иосифа. Он стал известен в киномире как сценарист, а вскоре и сам оказался за камерой.
В 1950 году другой яркий представитель неореализма, автор экранизаций итальянской и русской классики, режиссер Альберто Латтуада пригласил Федерико для работы над новым фильмом «Огни эстрады». Вместе они писали сценарий и руководили актерами.
После успеха картины Феллини стал самостоятельно снимать фильмы. Ранее он помогал режиссерам на съемках, имел опыт работы режиссером. Но главным человеком, открывшим Феллини как режиссера, был Альберто Латтуада.
С другой стороны, Федерико был вынужден взяться за съемки в фильме «Белый шейх». Режиссер Микеланджело Антониони участвовал в написании сценария, но в итоге отказался снимать историю о замужней женщине, влюбленной в известного актера.
Первый фильм Феллини состоял из милых комических сцен, и не выдержал критики в 1952 году. Внешне по сравнению со следующими работами картина имеет большую историческую ценность для поклонников режиссёра.
Следующий фильм, «Маменькин сынок», был представлен Феллини на Венецианском кинофестивале в 1953 году. Жюри присудило ему режиссерскую премию «Серебряный лев». Фильм также был номинирован на «Оскар» за лучший сценарий. А вот первую американскую статуэтку итальянский режиссер получил в 1954 году за фильм «Дорога» с Джульет Мазиной и Энтони Куинном.
На вершине успеха
В последующие десятилетия фильмы Феллини неоднократно входили в программы кинофестивалей и получали награды. После работы над «Белым шейхом» у режиссера сложилось плодотворное сотрудничество с композитором Нино Ротта. Четыре раза он был удостоен престижной итальянской премии «Серебряная лента» за музыку к фильмам Феллини. Благодаря картинам Федерико прославились Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина.
Фильмы Феллини повлияли на жизнь и культуру. В моде особую популярность приобрела haute couture или высокая мода – эксклюзивная одежда из дорогих материалов с богатой отделкой. Дамы мечтали облачиться в элегантные платья и шляпки, как героини фильмов Феллини. Все стремились к «дольче вита» — «сладкой жизни», а уличных фотографов, преследовавших кинозвезд, стали называть итальянским словом «папарацци».
Самый плодотворный период в карьере режиссера пришелся на 60-е годы XX века. В более поздних работах он перешел от неореализма к театральности. В фильме «И корабль плывет…» 1983 года море изображено с помощью холста. Последняя картина Феллини «Голос луны» с Роберто Бениньи в главной роли вышла на экраны в 1990 году. В 1993 году режиссер получил почетного «Оскара» за вклад в кинематограф.
Фильмография
За свою творческую карьеру Федерико Феллини получил пять «Оскаров» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В его фильмографии 21 фильм, в том числе документальный фильм «Дневник режиссера» о работе над известными фильмами, о творческих планах и сотрудничестве с Марчелло Мастроянни.
Вершиной таланта Федерико Феллини является фильм «Сладкая жизнь» 1960 года. Чтобы показать абсурдность и бессмысленность бесцельного, благосклонного, в разлуке с близкими, в погоне за мимолетными удовольствиями и показной роскошью, режиссер отказался от прямолинейного сюжета.
Эпизоды жизни главного героя, писателя Марчелло Рубини, перемешаны, как кусочки пазла. Он меняет богатых и знаменитых любовниц, на одну ночь разочаровывается в пустой красоте, но не может вернуть глубокую любовь возлюбленного Эммы. Марчелло боится променять легкость и гламур богемной жизни на рутину брака. «Сладкая жизнь» — самый кассовый фильм Феллини, предшественник жанра современного артхауса.
Другие известные фильмы режиссера:
- «Ночи Кабири» (1957) — история наивного мечтателя, ищущего настоящую любовь, но попадающегося на уловки аферистов. Картина завоевала два «Оскара», главный приз Канн и актуальна во все времена;
- «Восемь с половиной» (1963) — фильм настроения не имеет четкого сюжета, это переплетение реальности и фантазий главного героя, кинорежиссера Гвидо Ансельми. Атмосфера в картине напоминает стиль Андрея Тарковского;
- «Джульетта и духи» (1965) — главная героиня живет под гнетом социальных и моральных требований, страдает от холодности мужа, матери и сестер и спасается только с помощью мысленного обращения к духам. Фильм снят под влиянием теории сновидений К. Юнга и эстетики барокко;
- «Сатирикон» (1969) — вольная экранизация романа античного писателя Петрония Арбитра о свободе нравов в Древнем Риме;
- «Рома» (1972) — это квинтэссенция всего, что связывает режиссера с «Вечным городом»: воспоминаний, видов старинных улиц, ощущения праздника. Автобиографический сюжет показывает жизнь в Риме такой, какой ее помнил Феллини до Второй мировой войны.
Другой известный фильм Феллини «Амаркорд» 1973 года основан на воспоминаниях режиссера о его родном городе Римини. Также отсутствует связный сюжет. Картина передает атмосферу жизни провинции в период зарождения фашизма, а бытовые сцены перемежаются с поэтическими образами.
Как сложилась личная жизнь
Феллини познакомился со своей женой Федерико во время своей бурной римской юности и прожил с ней всю свою жизнь. Во время работы над сценарием о Чико и Полине он познакомился с начинающей актрисой Юлией Мазиной.
22-летняя девушка училась на филфаке, играла в студенческом театре и работала на радио. Джулия прочитала строки Полины в радиоспектакле Феллини, и он пригласил ее сыграть ту же роль в телешоу.
Федерико и Джулия поженились в 1943 году. Жена была музой и вдохновением режиссера. По его просьбе она сменила имя на более романтичное и стала Джульеттой. У знаменитой пары нет наследников.
Мазина потеряла первого ребенка после падения с лестницы. Второй ребенок родился слабым. Новорожденного мальчика назвали в честь отца Федерико. Он прожил всего две недели. За первые два года совместной жизни супруги потеряли двоих детей и с тех пор живут вместе.
Джульетта уже не могла зачать и не хотела приемного ребенка, несмотря на уговоры мужа. Мазина посвятила себя творчеству и считала кинематограф своим общим детищем.
Федерико Феллини фото
Почти во всех фильмах в главной женской роли Феллини снимал свою жену. Специально для Мазины и о ней Федерико написал картину «Джульетта и духи». Ее идея возникла у режиссера еще в 1954 году, но оформилась только через одиннадцать лет. Феллини понес убытки во время съемок. Налоговая инспекция ошибочно обвинила его в хищении денег и обязала выплатить 200 тысяч долларов.
Директор ничего не доказывал и платил, хотя им с женой пришлось переехать из богатых квартир в более простые. Феллини любил свою жену, но не всегда был ей верен. У режиссера было два служебных романа — с актрисами Анитой Экберг и Клаудией Кардинале. К тому же «желтая пресса» то и дело придумывала ему новых любовниц.
Последние годы и смерть
Федерико и Джулия жили в Риме. В 1993 году супруги готовились отметить юбилей – 50 лет со дня свадьбы. В октябре, за пятнадцать дней до круглой даты, у режиссера случился инсульт. Оставшееся время до юбилея Феллини провел в больнице. Его состояние ухудшилось. 31 октября режиссер скончался.
После смерти Федерико Феллини в Италии был объявлен траур. В день прощания Рим замер. По улицам двигалась похоронная процессия. Затем он выехал за город и доставил тело режиссера в родной город. Феллини похоронен в фамильном склепе в Римини. Город позже назвал парк в его честь.