Биография и личная жизнь Аполлинария Васнецова, жена и критика большевиков

Биография и личная жизнь Аполлинария Васнецова, жены и критика большевиков
Карьера художника, искусствовед
Дата рождения 25 июля 1856 г. Лев
восточный гороскоп Дракон
Место рождения село Рябово, Вятская губерния, Россия
Высота –
Масса –
Семейное положение был женат
Детский сын
Социальная сеть –

Ранняя биография

Художник-пейзажист, искусствовед в Москве Аполлинарий Васнецов родился в семье священника. От отца он унаследовал интерес к науке и живописи. Михаил Васнецов был образованным и творческим человеком, увлекался астрономией и живописью. В своих мемуарах Аполлинарий зафиксировал яркое детское воспоминание о наблюдениях за звездным небом вместе с отцом. Также благодаря воспитанию родителей художник с юных лет замечал красоту природы.

В семье Васнецовых было шестеро детей. Старший сын Виктор учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно он заметил проблески таланта в первых рисунках Аполлинария. В 1870 году дети Васнецовых остались сиротами. Сначала умерла мать, потом отец.

Аполлинарий окончил семинарию в Вятке, но потом передумал стать священником. Живопись увлекала его больше, чем церковные обряды. Брат Виктор нашел учительницу Аполлинарию.

Польский живописец Эльвиро Андриолли находился в ссылке в Вятской губернии и согласился давать уроки юному Васнецову. Они встречались каждое воскресенье, рисовали пейзажи с натуры. Аполлинарий научился искусству изображения природы, копируя работы швейцарского пейзажиста А. Калама.

Аполлинер ВаснецовАполлинер Васнецов

После смерти родителей самым близким и авторитетным человеком для Аполлинария был его брат Виктор, старше его на восемь лет. После окончания семинарии по его приглашению Васнецов-младший приехал в Петербург.

Переезд к брату в Питер

Аполлинарий прибыл в северную столицу в 1872 году и вошел в мир интеллигентных и творческих людей. Амбициозный художник вступил в Абрамцевский кружок, членом которого был Виктор, и познакомился с будущими великими творцами: В. Серовым, В. Поленова, К. Коровиным.

Знакомство с Ильей Репиным оказало большое влияние на Аполлинария. Благодаря ему Васнецов укрепил желание рисовать и увлекся геологией, он даже собирался поступать в геологический институт. С художественным образованием Васнецов не работал. Провинцию не приняли в академию из-за отсутствия среднего образования.

Аполлинарий учился у старших друзей, посещал выставки, музеи, участвовал в творческих встречах, где, помимо искусства, горячо обсуждались политика и экономика. Вопросы о пользе художественного таланта для общества, возникшие у художника еще в родном городе, вновь заняли его мысли.

Васнецов три года провел в Петербурге, познакомился со взглядами Н. Чернышевского, В. Белинского и Н. Добролюбова. В своем стремлении к жизни Аполлинарий решил, что его долг — приносить практическую пользу людям. Художник отказался от своих мечтаний об академии, сдал экзамен на должность народного учителя и отправился домой, в Вятскую губернию, просвещать крестьян.

!  Дмитрий Карбышев: почётный инженер-конструктор, герой труда и общественный деятель

Народничество

Виктор уговорил брата не бросать живопись, но Аполлинарий увлекся идеей служения народу. В Вятке он примкнул к кружку революционера Михаила Бородина. Вместе с членами общества Васнецов изучал творчество М. Бакунина и П. Лаврова. Ему доверили хранение запрещенной литературы.

Аполлинарий Васнецов фотоАполлинарий Васнецов фото

Кружок Бородина пропагандировал два пути сближения с людьми — стать работником поля или просвещения. Художник выбрал второе. Аполлинарий работал учителем в селе Быстрица. Просвещение фермеров оказалось тяжелым и неблагодарным делом.

Простые люди не поняли стремления молодого интеллигента приблизиться к нему и не почувствовали стремления к знаниям помимо житейских забот. Васнецова тошнило от тоски, безысходности и непонимания. Художник по-прежнему любил людей, природу и родину, но идеи народничества разочаровали его.

Аполлинарий вернулся из деревни на Вятку и послал брату послание. Виктор в это время переехал в Москву и позвал его в столицу. Мир искусства вновь открылся для Аполлинария. Столица пленила его своим гостеприимством и старинным патриархальным бытом. История ожила на улицах Москвы. Художник не расставался с бумагой и карандашом, сделал много зарисовок.

Тема древней Москвы удачно вошла в творчество Аполлинария Васнецова, наряду с пейзажами. Константин Коровин называл его художником, пишущим по впечатлениям.

Путешествия

Новые впечатления и вдохновение Аполлинарий находил в поездках по живописным землям родины и зарубежья. Художник жил в Крыму в Магарче, у Никитского сада, и ходил с этюдником по старинным развалинам, кладбищам и горам.

Поездка на Урал оказалась плодотворной. Окрестности горы Благодать напоминали живописцу вятские пейзажи и вызывали ностальгию. В его работах отразилась дикая и мощная природа хвойного леса и тайги. Уральский цикл картин Васнецова наполнен таинственной, меланхоличной и первобытной атмосферой.

Путешествуя по Италии, Аполлинарий посетил Рим, Неаполь, Тиволи и Венецию. Художник нарисовал этюд у подножия остывающего Везувия, под гул, исходящий из кратера, окруженный слоем пепла.

Аполлинер ВаснецовАполлинер Васнецов

Свое пребывание в Париже Васнецов называл временем просветления. Он оценивал собрание произведений искусства в Лувре, изучал художественные приемы французских коллег, осматривал памятники архитектуры.

Русский художник посетил страны Балтии, Швейцарию, Германию, Австрию, Украину, Кавказ и Сибирь. В своих воспоминаниях он писал, что путешествия по родине и за границей воспитали в нем пейзажиста. В этот период Аполлинарий получил признание. Его работы экспонировались на выставках Прогулочной ассоциации. Одну из картин под названием «Серый день» купил коллекционер Павел Третьяков.

Карьера художника

Первыми работами Васнецова были зарисовки неба и облаков. Он по-прежнему увлекался астрономией, писал статьи для журнала Русского астрономического общества, а также написал картину «Солнечное затмение на Вятке». Благодаря полотну «Днепр перед грозой» художника приняли в Товарищество передвижников. Илье Репину нравилась фантазия в картинах Васнецова.

!  Биография и личная жизнь Нелли Подгорной, ее муж, карьера и успех актрисы

Помимо пейзажей, Аполлинарий написал иллюстрации к произведению «Песня о купце Калашникове» Ю. Лермонтова, вошедшему в юбилейное издание поэта. Исторический взгляд Васнецова на Москву получил признание в Европе. Он получил золотую медаль на мюнхенской выставке за картину «Московская застенок. Конец XVI века».

С 1880 по 1885 год в творчестве художника начался период усадебной живописи. Аполлинарий отдыхал с братом на даче в Абрамцеве, писал виды имений князей Трубецких, имения Ахтырки и имения Саввы Мамонтова.

В 1899 году Аполлинарий Васнецов участвовал в русско-финской художественной выставке, организованной Сергеем Дягилевым. Его работы также экспонировались на трех выставках объединения «Мир искусства». В 1903 году Васнецов основал собственное общество «36 художников» и «Союз русских художников».

Аполлинарий Васнецов чб фотоАполлинарий Васнецов чб фото

Известные работы

На творчество Аполлинария Васнецова сильное влияние оказали Илья Репин и Василий Поленов. Первое, что увидел молодой вятчанин, приехав в Петербург, была мастерская Репина и незаконченная картина «Бурлаки», впечатляющая своей монументальностью.

Благодаря совету Поленова палитра Васнецова стала красочной и веселой. Пейзажи из Абрамцева — примеры работ, в которых виден новый стиль художника. Он не только передал природу, но и воплотил в красках собственное видение, чувства и мысли.

Наиболее важные полотна в творчестве Аполлинария Васнецова:

  • «Роса» — картина была представлена ​​в 1883 году на выставке Товарищества передвижников;
  • «Элегия» — написана под впечатлением от поездки на Крымское кладбище на скале Плака, получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г;
  • «Северный край. Сибирская река» — завершающий образ Уральского цикла;
  • Улица в Китай-городе. Начало XVII века» — самая красочная картина из серии о старейшем историческом районе Москвы.

В 1902 году, участвуя в выставках общества «Мир искусства», Васнецов написал картину «Озеро», которая считается венцом его творчества. Приглушенные тона создают загадочную атмосферу, присущую былинам. Картина «Озеро» стала последней в творчестве пейзажиста Васнецова. В последующие годы артист переключился на театр и преподавательскую деятельность.

Работа в театре

Аполлинарий увлекся театральным искусством благодаря своим коллегам по абрамцевскому кружку. Они часто ставили любительские постановки. Помещик Савва Мамонтов организовал в Москве частную русскую оперу. Декорации для ее выступлений создавали молодые художники.

Васнецов начал с эскизов мебели для мебели Абрамцевского кружка, а затем подготовил часть декораций к спектаклю «Снегурочка» — Слобода Берендеевка. С 1903 года он принимал непосредственное участие в оформлении театральных постановок.

Самое известное и эпическое произведение Аполлинария – декорации к опере М. Мусоргского «Хованщина». Васнецов использовал накопленные знания средневековой архитектуры и истории Руси. Следующими его работами стали декорации к операм Н. Римского-Корсакова «Сказка и град великий Китеж», «Царская невеста», «Садко», которые шли в Мариинском и Народном городском театрах.

!  Биография и личная жизнь Анны Камаллаи Хефорс, ее карьера и успех

Аполлинер ВаснецовАполлинер Васнецов

Васнецов работал с П. Чайковским над постановкой «Опричника» для частной оперы Зимина. В 1914 году в Большом театре состоялась премьера знаменитой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», последнюю декорацию которой подготовил Аполлинарий.

В начале ХХ века над спектаклем работали театральные художники в тесном сотрудничестве с композиторами, режиссерами и актерами. Васнецов стал одним из ярких представителей декоративно-прикладного искусства в русской опере.

Преподавательская деятельность

Аполлинарий не стал студентом Петербургской Академии художеств, но получил звание академика в 1900 году. Через шесть лет Васнецов был принят в Московское археологическое общество. Был членом Комиссии по изучению старой Москвы, участвовал в исследованиях центральной части города. Художник также участвовал в работе Общества реставрации памятников искусства.

Васнецов готовил научные доклады и писал городские исторические пейзажи. В 1901 году ему предложили заменить покойного И. Левитана на посту преподавателя пейзажного класса Московского училища живописи. Обучение проходило в собственной мастерской Васнецова.

Художник учил своих учеников собственным принципам: построению рисунка, достоверной передаче цвета, передаче настроения. Особое внимание Аполлинарий уделял и чувству пространства в картине.

Среди учеников Васнецова был фотограф Юрий Еремин, работавший в стиле живописного реализма. Аполлинарий посоветовал ему отправить картину на Международную выставку в Ниццу. Художник вел пейзажный класс до 1918 года, когда страну потрясла революция.

Сначала Васнецов поддерживал идеи новой власти, но антирелигиозная политика и свержение династии Романовых отвратили его от Коммунистической партии. По его мнению, было безумием доверить руководство страной темным низам, а личности — атрофиями коммунизма.

Жизнь после революции

Московскую школу живописи возглавляли художники-авангардисты. В учебном заведении уже не было места представителям классической школы. Старых учителей уволили. Васнецов лишился мастерской в ​​школе. Вещи художника погрузили на тележки и привезли к нему на квартиру. Аполлинарий почувствовал себя оскорбленным.

Аполлинарий Васнецов фото

7 6 10 9 15 31 12 14 16 7 6 10 9 15 31 12 14 16

В 1919 году Васнецов возглавил Комиссию по изучению старой Москвы. С 1920 преподавал в техникуме кустарной промышленности. Теперь к его работе добавилась охрана исторических памятников.

Когда Аполлинарий узнал, что храм Христа Спасителя в центре Москвы хотят снести, он написал письмо протеста в газету «Известия». Но обращение уважаемого артиста опубликовано не было. Тогда Васнецов решил по-своему спасти старые памятники — написал картины заповедных уголков Москвы и Подмосковья. Благодаря Васнецову сохранились фотографии Лефортовского и Найденовского парков.

В 1926 году семидесятилетний Аполлинарий написал одну из последних известных картин «Шум старого парка». Спустя семь лет художник умер. Могила Аполлинария Васнецова находится на Введенском кладбище, где похоронен и его брат Виктор.

Оцените статью
Наш журнал
Добавить комментарий