Карьера востоковед, политик Дата рождения 10 декабря 1890 г. Стрелец
восточный Гороскоп Тигр Место рождения Кузяново, Уфимская губерния, Россия
Высота – Масса –
Семейное положение Дважды женат Дети сын, дочь
Социальная сеть –
Детские годы
Ахмет-Заки Валиди родился 22 декабря 1890 года в селе Кузяново Башкортостана (тогда Уфимской губернии). Его предки были образованными людьми, принадлежали к мусульманскому духовенству.
Биография Ахмет-Заки опровергает распространенное мнение о том, что неграмотность и дикость господствовали в губерниях Российской империи. Отец Ахмет-Заки получил образование в Стерлитамакском медресе, затем открыл медресе в родном Кузянове. Мать Уммуляят тоже получила образование в мусульманской школе, позже вместе с мужем преподавала в созданном им медресе.
Родители Ахмет-Заки знали несколько языков, мальчика с ранних лет обучали арабскому, турецкому, русскому. Мать также помогла сыну освоить персидский язык. В молодости Валиди учился в различных медресе, где осваивал арабскую риторику, труды мусульманских ученых и философов.
Ахмет-Заки интересовались биографиями великих тюркских деятелей; в 1908 г вышла первая статья Валиди на историческую тему. После окончания медресе в Казани Ахмет-Заки остался преподавать историю и литературу в этой школе. Одновременно с учебой в медресе Валиди посещал несколько курсов Казанского университета.
Споры о происхождении
Этническая принадлежность известного политика и исламоведа уже много лет является предметом споров. Корень разногласия кроется в заявлениях самого Ахмет-Заки. В разные годы жизни политик идентифицировал себя по-разному. Критики связывают это со способностью Валиди маневрировать в политической ситуации и определять национальность в соответствии с требованиями момента.
Затем, будучи делегатом съезда Советов в 1919 году, Ахмет-Заки до 1917 года называл себя башкиром, а уже в 1953 году называл себя татарином. Историки, изучавшие записи о рождении, установили, что предки исследователя числились башкирами, тептярами. В документации КГБ Валиди значится как «татаро-башкир».
Политик жил в непростое время со сменой эпох, был личностью неординарной и противоречивой, и сам решал, какая из его кровей возобладала в той или иной ситуации.
Даже написание имени менялось со временем. Политик и ученый подписывал свои работы Ахметзаки Валиди, А. Валиди, А. Зеки Валиди. Под работами на русском языке появилось имя А.-З. Валидов или Ахмет Закий Валидов.
Революционные идеи
Покинув отчий дом, Ахмет-Заки поселился в Казани. Занимался наукой, работал над книгой «История тюрков и татар». В то же время он все больше погружался в общественную жизнь; деятельному юноше уже было мало изучения исламской истории.
Его неудачное выступление на собрании мусульман, а затем и статья в газете против открытия женской гимназии в Казани широко обсуждались в местной печати и даже попали в жандармские сводки.
В 1913-1914 годах Валиди совершил научные поездки в Среднюю Азию, побывал во многих городах и изучал исторические хроники тюркских народов. До 1917 года молодой исследователь участвовал в работе мусульманских исторических обществ, а затем, с началом революции, круг его интересов изменился.
Российская империя трещала по швам, Валиди находится в центре движения мусульманских организаций Башкирии. В 1917 году Ахмет-Заки стал членом партии эсеров.
В 1917 году в Москве на съезде исламских организаций Валиди решительно выступал за идеи федерализма, активно борясь со сторонниками унитарного государства. Исследователь считал, что только равноправный союз всех народов России поможет создать великую страну. Многие считают Ахмет-Заки идеологом федеративного устройства Российского государства, а башкиры почитают как создателя Башкирской республики.
Валиди активно участвует в созыве I и II Всебашкирских съездов, где принимается решение о создании национально-территориальной автономии. Но об отделении от России речи не идет, Башкортостан признан частью единого государства.
Валиди избирается в правительство автономного Башкортостана, назначается командующим Башкирской армией (1917-1919).
Конфликт с властями
Мечтой Ахмет-Заки было объединение тюркских народов и создание независимой республики. Лидеры революции считали это проявлением национализма и сепаратизма, хотели сохранить целостность государства.
Валиди и другие члены правительства Башкортостана были арестованы большевиками в феврале 1918 года. От гибели их спасло наступление отряда казаков и частей башкирской армии. Ахмет-Заки вновь встает во главе армии своей республики и поддерживает мятеж чехословацкого корпуса, положивший начало гражданской войне.
В это время Колчак берет власть в Омске, его союзник атаман Дутов командует войском в Оренбурге. Адмирал стоял за единство России, Валиди понимал, что автономия Башкирии находится под угрозой.
Пытаясь заручиться поддержкой башкирской армии, большевики вступают в переговоры с руководством республики и вынуждены согласиться на признание автономии. Это был лишь тактический ход московских властей, понимавших, что без союзников в борьбе с армией Колчака им не обойтись.
До 1920 года Ахмет-Заки встречался с Троцким, Сталиным, Лениным и пытался отстаивать права своей родины на самостоятельное принятие решений. Но вскоре он понял, что большевистское правительство действовало в интересах момента и не собиралось соблюдать соглашения об автономии.
В июне правительство Башкирии уходит в отставку, Валиди решает продолжать борьбу с большевиками и отправляется в Баку.
Попытки восстаний
Раздав народу России множество обещаний, большевики фактически проводили жесткую политику по объединению страны и созданию единого государства. Валиди раньше многих понял, что обещаниям из Москвы верить нельзя. Поддержка мятежа чехословацкого корпуса — первый шаг политика в борьбе с большевиками.
Прибыв в Туркестан, Ахмет-Заки присоединился к созданию Совета национального единства Туркестана и Армии Республики. В сентябре 1920 года он направил в ЦК письмо, в котором осуждал политику коммунистической партии, а большевиков обвинял в терроре.
По данным советских историков, Валиди был идеологом и лидером басмаческого движения в Туркестане, активно выступал против формирования коммунистической власти в Средней Азии. Другие считают его борцом с жестоким режимом, подавляющим свободу людей.
Политика пытались заманить в Москву, Сталин отдал директиву о его поимке, Ахмет-Заки пришлось скрыться. Его надежда на революцию не оправдалась; свобода от деспотической власти Москвы достигнута не была.
Справка: в 1923 году Валиди покинул страну и отправился в ссылку, которая продлилась до самой смерти ученого.
В эмиграции
В 1924 году Валиди прибыл в Берлин, в 1925 году получил турецкий паспорт и переехал в Стамбул. Он работает лектором в Стамбульском университете и выступает советником Министерства образования.
В Турции Ахмет-Заки продолжает дело, начатое на родине – исследует прошлое турецкого народа, участвует в национальном объединении «Джамиат», издает газету «Туркестан». В Стамбуле ученого ценят и уважают, так как он активно проповедует идею пантюркизма — объединения всех тюркских народов во главе с Турцией.
В 1935 году окончил Венский университет, затем преподавал в Боннском университете. В 1939 году Ахмет-Заки вернулся в Турцию и преподавал в Стамбульском университете. Он попал в тюрьму в 1944 году после массовых протестов студентов, обвиненных в пантурецкой деятельности, направленной против СССР. Но обвинение было снято после кассационного суда.
Валиди имел известность как крупный востоковед, он читал лекции в университетах США, Австрии, Ирана и Индии. Среди его знакомых были известные политические деятели из разных стран, в том числе Джавахарлал Неру, Пехлеви.
Не меньшей известностью он пользовался и в кругах борцов с коммунизмом. Репутации ученого не повредили даже обвинения в связях с разведкой Польши, а затем и с нацистами.
Валиди умер в 1970 году и был похоронен в Стамбуле.
Как сложилась личная жизнь
О личной жизни Ахмет-Заки известно немного. Первый раз он женился в 1919 году, еще дома, на дочери имама Нафисе. Их сын родился в Самарканде, куда Нафиса сопровождала мужа во время борьбы с советской властью. Ребенок умер во время эпидемии малярии в 1921 году.
Валиди отправился в ссылку один, но несколько лет пытался добиться разрешения на выезд жены. Нафису не выпускали из Советского Союза. Женщина находилась в ссылке, замужем второй раз, умерла в 1987 году.
Второй женой ученого стала Назми Унгар. В браке родилось двое детей – сын Субидай и дочь Исенбике. Детей зовут Тоган.
Взгляд из сегодняшнего дня
После распада Советского Союза многие исторические деятели, заклейменные советскими властями как преступники, получили право пересмотреть свою деятельность.
Имя Ахмет-Заки Валиди продолжает вызывать бурные споры и разногласия в обществе. Сторонники и противники не могут найти точки соприкосновения в оценке его деятельности. Многим до сих пор непонятно, как в Башкортостане могут хвалить своего земляка, который просит включить республику в состав Турции.
Серьезные споры вызвали обвинения Валиди в связях с нацистской Германией. По одним данным, доказательств коллаборационизма нет, другие утверждают, что мусульманские батальоны СС создавались при непосредственном участии исследователя, а немцы даже вдохновлялись его работами по пантюркизму.
Его называют политическим шарлатаном и авантюристом, но Валиди не захотел следовать за руководством большевиков и предпочел эмиграцию, когда понял, что не сможет реализовать свои идеи в России. Он покинул Турцию, не желая выполнять приказы Ататюрка и писать книгу, искажающую исторические факты.
Одно можно сказать наверняка, Валиди – всемирно признанный востоковед, создавший выдающиеся труды по истории тюркских народов. У него около 400 работ, написанных на 11 языках.
Интересные факты
Жизнь политика и ученого полна удивительных фактов, открытий и событий. Вот некоторые из них:
- В 1914 году во время поездки в Туркестан Валиди обнаружил древний манускрипт аптекаря, который заворачивал свои лекарства в листы арабской вязью. Остальную часть книги он купил за 20 копеек. Им оказался фолиант 10 века — древнейший перевод Корана на древнетюркский язык.
- Находясь в Туркестане, Ахмет-Заки поддерживала связь с родиной и беспокоилась о ее благополучии. Он знал, что в Башкортостане голод, и отправил несколько фур с продовольствием на помощь землякам.
- Валиди не переставал заниматься наукой, даже командуя войсками в Туркестане. Он вел дневники, изучал исторические памятники в местах боев, в свободное время готовил статьи.
- Ахмет-Заки был хорошо знаком с Ататюрком. Первый президент Турции высоко оценил работу ученого. По воспоминаниям сына Валиди, они часто встречались, вместе обедали. По некоторым данным, Ахмет-Заки был вынужден покинуть Турцию после ссоры с Ататюрком.
- С 1992 года лекции Валидова проходят в Уфимском университете.
- В 1938 году Ахмет-Заки получил новый турецкий паспорт и фамилию Тоган. Гражданам Турции было запрещено иметь иностранные фамилии.
- Приводятся данные, что Валиди был завербован польской разведкой, а затем сотрудничал с абвером. Знатоки реалий нацистской Германии утверждают, что без сотрудничества с властями исследователя не допустили бы к преподаванию в университете. Регистрационные карточки, а также рапорты, написанные почерком Ахмет-Заки, хранятся в военном архиве в Москве.
- В 1923 году в Иране Валиди нашел рукопись Ибн Фадлана, относящуюся к XI веку.
После распада Советского Союза востоковеда вспомнили на родине. Именем Валиди названы улицы в Уфе, Национальная библиотека Башкортостана и школа. Бюст ученого стоит в сквере у Санкт-Петербургского университета с 2008 года. Антинационалисты начали кампанию с требованием убрать бюст Валиди, которого подозревают в связях с нацистами.
Личность Валиди остается предметом жарких споров. «Я колебался вместе с линией партии» — это выражение знакомо каждому, кто жил в Советском Союзе. Сами большевики часто грешили, меняя позиции, союзников, отказываясь от обещаний и договоренностей. Странно и нелепо обвинять политика в гибкости, умении ловить момент. Научная деятельность Ахмет-Заки Валиди признана учеными всего мира и является весомым вкладом в развитие культуры и истории тюркских народов.