- Блюз на гитаре: полный анализ.
- Как играть блюз на гитаре: вводная информация
- Немного из истории блюза
- Блюзовый ритм
- Блюзовая пентатоника
- Блюзовые квадраты на гитаре: практические примеры
- Блюзовая прогрессия
- Приемы игры
- Основная теория блюзовых аккордов
- Шаги.
- Септаккорды
- Схема блюзового квадрата
- Работа над фразировкой
- Тренировка игры под минус
Блюз на гитаре: полный анализ.
Уроки игры на гитаре
Блюз настолько разнообразен в своих вариациях, что часто трудно понять, как могут отличаться два произведения, мелодии которых принадлежат к одному жанру. Этот факт объясняет особую популярность блюза среди гитаристов. Хотя многие боятся играть музыку этого жанра, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Как играть блюз на гитаре: вводная информация
Как уже говорилось, играть блюзовую музыку несложно, и даже начинающие гитаристы могут ее освоить. При должном энтузиазме вы можете даже импровизировать и пытаться со временем импровизировать синий стиль.
В игре можно использовать как акустические, так и электрические инструменты. Мелодии звучат одинаково хорошо на каждой из них. Единственное, некоторые приемы, используемые в блюзе, становятся немного проблематичными с акустическими гитарами.
Но с другой стороны, из-за простоты исполнения некоторые музыканты игнорируют блюзовые мелодии, считая их слишком простыми и незамысловатыми. Это, конечно, большая ошибка.
Блюз является основным жанром многих современных стилей, таких как хард-рок, металл и грайнд. Все стили и жанры тесно взаимосвязаны, что определяет необходимость изучения блюзовых гармоний.
Немного из истории блюза
Периодом зарождения блюза считается 19 век, когда афроамериканцы считались в США рабами. Согласно многим источникам, они были первыми, кто начал исполнять песни в жанре блюз, вообще без использования инструментов. Жанр развивался, поскольку еще не было понятно, как именно играть блюз, и еще не было понятно, как играть блюз.
Этот жанр считался основой национального мотива музыки, которая была очень популярна в северной части США.
Постепенно блюзовая музыка набирала популярность, переплетались национальные и блюзовые мотивы. Полностью сформировавшийся блюз стал еще одним музыкальным направлением в начале 20-го века. Впоследствии начали формироваться первые группы музыкантов, играющих эту музыку.
В настоящее время границы стерты, блюз распространился по всему миру, но особую любовь получил в северных широтах России и Китая.
С распространением этого жанра стали появляться специальные блюзовые гитары, предназначенные для лучшего воспроизведения такой музыки.
Блюзовый ритм
Любой музыкальный жанр можно узнать по характерному звучанию: у блюзового ритма есть название — шафл. Она состоит из триола по четыре акции на такт.
Стандартный такт звучит следующим образом:.
1 раз — пауза — 1 раз — 2.
Обычно размеры блюзовой музыки составляют 4/4, но иногда встречается и 12/8.
Современные исполнители внесли разнообразие и часто играют 3/4 или 6/8.
Для создания Shaffla Blues в различных тактах используются следующие риффы
Блюзовая пентатоника
За основу пентатоники блюзового жанра взята минорная пентатоника, к которой добавляются дополнительные ступени. Именно эта структура придает мелодии незабываемый характер звучания этого жанра.
Блюзовые квадраты на гитаре: практические примеры
Классическая схема квадрата «блюз
1 | 1 | 1 | 1 |
4 | 4 | 1 | 1 |
5 | 5 | 1 | 1 |
Термин «блюзовый квадрат» получил свое название благодаря тому, что такая схема состоит из нескольких аккордов, которые изменяются в четыре раза, а тональность разрешается. Это похоже на квадратное движение. Блюз для начинающих изучается с помощью таких музыкальных фигур.
Например, в случае тональности до мажор, квадрат имеет следующий вид
t o-up- t o-t o-f -fa- t o-t o-al t-Sal t-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-t o-to
В этой тональности используется клетчатая система — игра аккордов только на открытых струнах без использования баррэ.
Квадраты используются для увеличения силы звука и могут вызвать беспокойство в мелодии. Это можно сделать за семь доминирующих шагов.
В примере со схемой корректировки измерений такая вариация выглядит следующим образом
up — up- to — t o-f a-f- t o-f- t o-salt — salt — salt — salt
Такие преобразования могут очень сильно снижать качество звучания и выбивать вас из мелодии, а также изменять звук до неузнаваемости. Поэтому диафрагмы часто называют блюзовыми аккордами.
Блюзовая прогрессия
Музыкальный прогресс означает повторение мотивов в восходящем или нисходящем порядке в пределах определенного интервала.
Для блюза характерно использование прогрессий в такте 12 в куплете, а не обычных 8.
Эта тактика предполагает повторение определенной мелодии или голосового сопровождения.
Схема построения: тоника — доминанта — доминанта.
В различных случаях могут использоваться более низкие или более высокие ступени.
Главная 12 Часовая прогрессия:.
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | E7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | E7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Шаги. | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5 |
Код. | E7 | A7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 5 | 1 | 5 |
Код. | E7 | A7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | A7 | B7 | E7 | B7 |
Главная 8 Часовая прогрессия:.
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 1 | 5 | 4 | 4 | 1 | 5-4 | 1 | 5 |
Код. | E7 | B7 | A7 | A7 | E7 | B7 A7 | E7 | B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 5 | 1-4 | 1-5 |
Код. | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | B7 | E7 A7 | E7 B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 5 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | B7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 1 | 5 | 4 | 4 | 1 | 5 | 1 | 5 |
Код. | E7 | B7 | A7 | A7 | E7 | B7 | E7 | B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 5 | 5 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | B7 | B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 | 1 | 5 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | B7 | E7 | B7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Шаги. | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 5-1 |
Код. | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | B7 E7 |
Основная 16-часовая прогрессия:.
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | E7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | A7 | A7 | E7 | E7 | E7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 5 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | B7 | E7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | B7 | A7 | B7 | A7 | E7 | E7 |
Так что ты. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Шаги. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 4 | 5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Код. | E7 | E7 | E7 | E7 | A7 | A7 | E7 | E7 | B7 | A7 | B7 | A7 | E7 | E7 | E7 | E7 |
Приемы игры
Уникальное звучание мелодий жанра блюз отражает настроение, которое необходимо передать слушателю, а также дает ему технику, позволяющую пережить бурю эмоций.
Блюз — это основная техника и приемы игры.
-
. Эти трюки давно полюбились музыкантам. Это связано с тем, что они позволяют необычным образом разнообразить звучание композиции. Первая техника выполняется следующим образом. При переборе струн пальцы левой руки должны быть разжаты, тем самым извлекая звук. Затем, во втором приеме, нужно ударить по струне, и пальцы левой руки ударяют по ней, тем самым озвучивая ноту. Это самые популярные техники в блюзовой музыке, идеально подходящие для сольных партий.
- Группа. Эта техника заключается в натяжении струн. В этом случае звук будет выше. Поскольку в этой технике много нюансов, ее используют только специалисты. Вы должны точно знать, что требуется и будет ли этот звук выбиваться из струн в оркестре общего ключа.
- Слипстрим. Эта техника не является технически сложной. Вам нужно прижать ноту к струне и перейти к другой ноте, не отрывая пальцев. Кроме того, слайд — гитара — это блюзовая гитара. Музыканты часто используют слайд в ансамблях в мелодических партиях. Эта техника чаще всего использовалась в сольных выступлениях.
- Вибрато. Звучание ноты при использовании этой техники достигается путем перемещения пальцами зажатой струны из стороны в сторону, создавая специфическую вибрацию звука. В большинстве случаев в музыкальных произведениях этот прием выделяет звук и акцентирует на нем внимание.
Все эти приемы можно играть как на электрогитаре, так и на акустической.
Основная теория блюзовых аккордов
Шаги.
Блюз можно легко выделить среди других произведений. Это связано с тем, что тональные ступени, включая блюзовую структуру, имеют очень необычное строение.
Тоника (1 ступень) — Субдоминанта (4 ступени) — Доминанта (5 ступеней).
Поскольку этот принцип характерен для всех тональностей, его соблюдение облегчает создание фраз в жанре блюз.
Септаккорды
Такие аккорды содержат дополнительные семь ступеней. Такие синие аккорды записываются цифрой 7 после буквенного обозначения.
Схема блюзового квадрата
1 | 1 | 1 | 1 |
4 | 4 | 1 | 1 |
5 | 5 | 1 | 1 |
Как упоминалось выше, в блюзе мелодия движется по квадратам. Классическим вариантом для этого жанра являются 12 часов.
Это можно увидеть в общих чертах (цифры — номера шагов):.
1-1-1-1-4-4-1-1-5-5-1-1.
Иногда вместо последнего звука используется одна ступень вместо семи ступеней — септем.
Используя эту структуру, для каждой тональности можно подобрать блюзовый аккорд.
Работа над фразировкой
В блюзе вся мелодия делится на определенные фразы. Таким образом, всю композицию можно легко разделить на отдельные фрагменты.
Это имеет решающее значение для успешной игры. Отдельные фразы должны быть четко решены не только по отдельности, но и в рамках конкретного отрывка.
Структура блюзовой музыки напоминает вопросно-ответную коммуникацию из-за использования нерешенных ступеней.
В то же время, каждая неустойчивая фраза, которая выглядит как вопрос, должна быть затем разрешена — она выглядит как ответ.
И вся композиция. По этой причине для этого жанра очень важно заучивание, так как он вклинивается во фразы и запоминает их в произведении.
Тренировка игры под минус
Существует множество упражнений для изучения блюзовой музыки.
Самое простое — это повторение квадратов в различных вариантах часов. Они подходят для начинающих гитаристов. При выполнении упражнений используйте метроном.
Отличным упражнением для продвинутых музыкантов и тех, кто овладел навыками игры блюза, является использование минусовой игры или блюзовых стабов.